Ветеран МЧС, полковник в запасе Мурат Жуматаев озвучил версию о причинах трагедии с автобусом, которая произошла в Актюбинской области.
Специалист предполагает, что люди могли задохнуться продуктами горения, передает корреспондент Tengrinews.kz. «Во время пожара люди погибают в первую очередь из-за паники и из-за отравления угарным газом. Из-за того, что не могут выскочить на воздух. Продукты горения пластика и синтетики очень тяжелые. Видимо, автобус был забит вещами, сумками. И когда начался пожар, началась паника, дверь не успели открыть, стали друг друга давить. В автобусе должно быть специальное оборудование, чтобы выбивать окна и прыгать. Но, видимо, его не было», — считает Мурат Жуматаев.
Он также отметил, что в подобных автобусах довольно узкие лестницы со второго этажа. «По ней только один человек может спуститься. Двери находятся на первом этаже. Чтобы выйти, нужно было спуститься на первый этаж. Водители, скорее всего, находились внизу, возле водительского места. У них двери рядом были. Они открыли дверь и выпрыгнули. Но, конечно, нужно в первую очередь причину возгорания установить», — говорит полковник в отставке.
Он также прокомментировал версию о причастности криминалитета к трагедии на трассе. «Это маловероятно, что рэкетиры подожгли. Им дешевле было бы весь товар сгрузить, забрать, погрузить и уехать. Пожар — это непредсказуемая вещь. Мгновенно распространяется. Этот автобус на солярке. Но загорелась, скорее всего, не солярка, а вещи. Вы обратили внимание, сначала медленно горело, а потом мгновенно вспыхнуло? Они запаниковали, начали друг друга давить и не смогли выйти. Если в сумках были игрушки и тому подобное и это загорелось — достаточно пяти минут, чтобы потерять сознание и задохнуться. За пять минут, конечно, можно успеть разбить стекло и выбраться, если было бы чем разбить. Чтобы ногами разбить стекло, нужно, чтобы дистанция была, ударная сила. А там все было зажато, насколько я понимаю, нельзя было даже ноги разогнуть. Скорее всего, пассажиры были сонные и не смогли сориентироваться», — продолжил собеседник.
«В автобусах есть запасный выход — это дверь вместо окна. Когда случается ЧП, ее можно открыть либо выбить и выпрыгнуть. Она на шарнирах и на ручках закрывается. Для аварийного открытия запасного выхода предусмотрен молоток, который разбивает стекло. По всей вероятности, водители, чтобы не дуло, все запасные двери плотно закрыли, законопатили, забили. Кто допустил, чтобы этот автобус ехал через весь Казахстан в Россию? Прежде чем его выпустить в дорогу, они должны его проверить, аварийные выходы. В салоне должно быть как минимум четыре огнетушителя. У пожарных есть такая поговорка: в первую минуту пожар можно потушить стаканом воды, за первые пять минут можно потушить огнетушителем, а через 30 минут и пожарной машиной уже не потушишь. В первую секунду нужно было реагировать, когда начался пожар», — сетует специалист.
«Версию, что пассажиры обогревались паяльной лампой, также не нужно сбрасывать со счетов. Паяльная лампа иногда используется для разогревания каких-то вещей на свежем воздухе, если какая-то запчасть замерзла. Но этого категорически нельзя делать в салоне автобуса. Там же открытый огонь. Я не исключаю эту версию, но это маловероятно. Я думаю, водители не допустили бы, чтобы люди грелись паяльной лампой. Это мое мнение. У немецкого автобуса есть печка внутри. Я сомневаюсь, что печка не работала. Ехать зимой, в такой холод, мороз в Россию и чтобы печка не работала, я сомневаюсь в этом. Они сразу бы замерзли там. Через 10 километров выехали и замерзли бы. Паяльная лампа — это маловероятно, хотя я не исключаю эту версию. Страшная трагедия, это катастрофа», — подытожил полковник в запасе.