Работа российского ТВ в Казахстане — часть большого комплекса вопросов во взаимоотношениях наших стран. И россияне надеются, что смогут договориться с нашими министрами.
Об этом говорит глава Информационно-аналитического центра МГУ Сергей Рекеда. Впрочем, не только об этом — об общей повестке взаимодействия наших стран на 2018 год.
— Какое событие 2017 года в российско-казахстанских отношениях стало знаковым для двустороннего диалога?
— Безусловно, таким событием стал Челябинский форум, прошедший с участием двух лидеров наших стран, определивший задачи на среднесрочную перспективу для совместных действий Москвы и Астаны. Неслучайно, что в центре внимания оказались вопросы развития новых технологий, цифровая экономика и человеческий капитал. Россия и Казахстан стремятся выйти на совместные модернизационные проекты. Как в рамках двустороннего диалога, так и по линии ЕАЭС. Это и есть главная задача на 2018 год.
Или мы «впишемся» в общемировые экономические тренды, или окажемся на обочине, особенно с учетом фактора санкций
Полагаю, что развитие цифровых технологий — это то направление, где соединение наших возможностей может дать конкретный практический результат. Главное, учитывать, что нужно не только продвигать теорию вопроса, но и обеспечивать более глубокое проникновение новых идей и новых технологий в бизнес-среду. Иначе визиты российских гуру от «цифровой экономики» в Астану превратятся в лекционный курс «для своих». А казахстанскому бизнесу нужно видеть практическое применение этих разработок. Увидеть, как в этом секторе можно заработать реальные деньги.
Поэтому первый прогноз на 2018 год – плотность контактов российского и казахстанского бизнеса будет возрастать в тех областях, где есть возможность сообща выходить на новые рынки. Для России в условиях санкций это крайне важная тема.
— В какой степени российский и казахстанский бизнес смогут оказывать более существенное влияние на принятие управленческих решений?
— Как раз цифровая экономика — это хороший пример, как бизнес может влиять на конфигурацию экономической стратегии. Это не просто заработок на приложениях для смартфонов, а глобальная трансформация экономических механизмов.
Предпринимательское сообщество в России и Казахстане это прекрасно понимает, а потому во многом является лоббистом продвижения «цифровой повестки» ЕАЭС
На состоявшемся в ноябре Координационном совете Делового совета ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии именно предприниматели наших стран и «примкнувшие» белорусские бизнесмены поставили перед чиновниками вопрос ребром – если страны ЕАЭС не согласуют свои подходы к «цифре» на сегодняшнем этапе и не будут действовать в этой сфере сообща, забуксует не просто «цифровая повестка» — затормозится вся экономическая интеграция. Потому что хозяйственные субъекты не смогут эффективно взаимодействовать, существуя в различных цифровых средах.
— Какие прогнозы можно сделать в отношении социокультурного, гуманитарного сотрудничества?
— По этому направлению взаимодействия вопросов остается еще много. Далеко не все идет так, как хотелось бы российскому и казахстанскому руководству. Например, пока что не удалось в полной мере наладить взаимодействие историков России и Казахстана.
Но есть и позитивные сдвиги, которые, будем надеяться, проявят себя в новом году. Кстати, одним из таких ожидаемых результатов может стать заметное увеличение числа казахстанских абитуриентов, особенно из регионов РК, в российских вузах.
Вполне возможно, что будет достигнуто положительное решение вопроса о судьбе российских каналов
В свою очередь, наши министры культуры достигли соглашения о создании совместных кино- и телепродуктов.
Еще один примечательный тренд – на наших телеканалах пусть и немного, но вырос объем информации о Казахстане и Узбекистане. Это тоже симптом. Российская сторона реагирует на необходимость расширения присутствия информации о наших соседях и партнерах в медийном поле РФ.
Источник: пресс-клуб «Содружество»