Вообще, о плачевном состоянии казахстанских автобусов (и не только) говорят постоянно. Но несчастья все равно случаются.
Возможно, 52 заживо сгоревших в Актюбинской области пассажира автобуса могли бы жить. Если бы дороги и перевозчиков действительно контролировали.
В Казахстане разыскивают владельца сгоревшего автобуса
Еще в октябре 2017 мажилисмен Артур Платонов озаботился состоянием отечественного пассажирского транспорта — и не только автомобильного. По этому поводу он адресовал первому вице-премьеру Аскару Мамину депутатский запрос.
— Основанием для моего депутатского запроса послужили неоднократные обращения граждан из разных регионов страны с требованиями навести порядок в связи
с целой чередой дорожно-транспортных и авиационных происшествий, которые в последнее время происходят в республике особенно часто,
— указывал Платонов.
Касательно авиаотрасли депутат напомнил, что «независимые эксперты неоднократно призывали к кардинальным изменениям» в этой сфере. В частности, ужесточению государственного контроля за состоянием техники и подготовкой летного состава, давая неутешительную характеристику положению нашей авиации.
Смертельная авиакатастрофа близ Жаркента: полеты самолетов Як-12 приостановлены
Мажилисмен привел несколько примеров состояния отечественной авиации.
— Трагедия с бортом санавиации в конце января 2016 года унесла пять человеческих жизней, в том числе мамы и маленького ребенка.
Уже тогда возникли вопросы по компаниям, победившим в тендерах,
насколько безопасен их авиапарк и подготовлен экипаж, — напомнил он.
В 2017 был задержан заместитель генерального директора Республиканского центра санитарной авиации — по данным следствия, за получение от частных авиакомпаний 10 процентов от суммы договоров на перевозку врачей и пациентов.
— Совсем недавно, в октябре месяце — снова крушение борта санавиации Ан-28 в Алматинской области. И вновь гибель людей. По этому случаю в министерстве по инвестициям и развитию отмечают: радары диспетчерских служб РГП «КазАэроНавигация» зарегистрировали несанкционированный спуск воздушного судна с указанного эшелона полета.
Средний возраст авиапарка кампании, которой принадлежало судно, 39 лет,
сам АН- 28 — 1990 года выпуска, — заявил депутат.
В 28 км от Алматы потерпел крушение самолет Ан-28
В этом же месяце самолет авиакомпании AIR CONTROL, выполнявший облет навигационных систем взлетно-посадочной полосы аэропорта Уральска, произвел посадку без выпуска шасси.
Депутат привел цифры комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. В 2016 году в ДТП погибли 2428 человек. Только за последние семь месяцев 2017 года было зарегистрировано уже 9941 ДТП. 1228 погибших, 12827 пострадавших.
В авиакатастрофах — семеро погибших в 2016, 11 — в 2017 году.
— В последнее время
участились случаи осуществления нелегальных пассажирских перевозок за пределы республики
В ДТП во Владимирской области России при столкновении состава с транспортным средством погибли 19 человек.
Автобус 1990 года выпуска выработал свой ресурс еще 15 лет назад
и «по своим техническим характеристикам был непригоден для перевозки пассажиров». Однако это уже не первая в 2017 году подобная трагедия с участием рейсового автобуса из Казахстана. 22 июня произошла страшная авария на трассе Самара – Шымкент, и снова погибшие, — отметил Платонов.
Автобус сгорел на трассе в Мангистауской области
По информации депутата, совершившие ДТП автобусы «не зарегистрированы ни в одной транспортной кампании». Они были неисправны, водители нарушали ПДД, техника безопасности не соблюдалась — и это только часть нарушений. Результат — погибшие и раненые.
В своем запросе депутат указал на необходимость:
— Эти нормы направлены на повышение безопасности перевозок пассажиров в воздухе и на земле и сокращении смертности в результате трагедий, носящих уже системный характер, — резюмировал Платонов.
Почти через месяц на запрос пришел официальный ответ за подписью Мамина.
Про авиацию говорилось следующее:
— Действующая система по осуществлению надзора и контроля за безопасностью полетов гражданской авиации полностью соответствует требованиям,
предъявляемым ИКАО (Международная организация гражданской авиации) — прим.).
Плачевное состояние казахстанской авиации — наша вина — КГА
Касательно состояния автотранспорта тоже утверждалось, что у нас все в порядке (или почти все).
— Для соблюдения водителями режима труда и отдыха законом об автомобильном транспорте установлено обязательное требование по оборудованию тахографами транспорта, используемого при международных автомобильных перевозках пассажиров. Данное устройство является своего рода черным ящиком, — говорилось в ответе.
А вот дальше появилось самое интересное.
Органами внутренних дел осуществляется контроль на автомобильных дорогах за наличием лицензии и разрешительных документов на перевозки пассажиров
У владельца сгоревшего в Актюбинской области автобуса, как известно, таковых документов не было. А поездил по казахстанским дорогам он достаточно — в том числе и с пассажирами. Как водитель умудрялся избегать пресловутого контроля, вопрос пока открытый. Ответить должно следствие.
В ответе помимо прочего перечисляется, сколько нарушений было выявлено на дорогах Казахстана за 2017 год (ответ датирован 24 ноября). Всего насчиталось более 17 тыс. адмправонарушений — много это или мало?
Тем временем СМИ сообщили, что в Казахстане создадут национальную компанию специально для надзора за безопасностью авиаполетов.
По словам министра по инвестициям и развитию (именно этому ведомству будет подотчетна новая нацкомпания), «предполагается переход на британскую модель госрегулирования отрасли».
— Согласно заключению ИКАО, количество инспекторов авиационной администрации должно быть в 2 раза выше, чем в настоящее время, — заявил он.