В мощном информационном потоке из Москвы, где председатель Нацбанка Данияр Акишев на днях дал интервью двум федеральным российским телеканалам наряду с информационными агентствами «ТАСС» и «Казинформ», не раз прозвучало его заявление о господдержке докапитализации банков на сумму 650 млрд тенге.
К примеру, агентству «ТАСС» им было заявлено следующее:
«В рамках программы была реализована схема солидарного участия государства и акционеров в докапитализации банков. Государственная поддержка составила 650 млрд тенге (около $2 млрд)».
Эту же мысль он повторил в интервью «Казинформу», корреспондент которого сообщил из Москвы:
«Также Акишев отметил об оказанной в рамках Программы государственной поддержке порядка 650 млрд тенге 5 крупным банкам, имеющим системную и социальную значимость для нашей страны».
А на канале «Россия 24» в программе «Вести. Экономика» глава Нацбанка также подтвердил, что за счет господдержки оздоровлены все те же 5 банков. Напомним, речь идет о Программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора, принятой Нацбанком в 2017 году. По этой программе регулятор предоставляет значительные средства банкам второго уровня с тем, чтобы вместе с их акционерами обеспечить их докапитализацию.
Но на самом деле реальная картина выглядит не так уж и позитивно, как ее представил г-н Акишев в Москве. Как видно из данных, приведенных в таблице, к середине января только 4 банка получили от регулятора запланированные объемы средств путем размещения «длинных» облигаций на Казахстанской фондовой бирже (KASE). В этот квартет вошли
Отметим также, что все эти банки были прибыльными по состоянию на 1 декабря 2017 года и выполняли пруденциальные нормативы, установленные регулятором.
Конечно, выглядит такой расклад удивительно на фоне отказа от господдержки владельцев других крупных банков — «Народного банка Казахстана», «Kaspi Bank» и «ForteBank». Почему эти владельцы не стали участвовать в программе Нацбанка, его глава также не стал пояснять.
Но еще большую интригу придали события, случившиеся в конце 2017 года. Так, от размещения своих 15-летних субординированных облигаций на общую сумму в 65,3 млрд тенге внезапно отказался «Нурбанк», хотя все необходимые формальные процедуры для их размещения были соблюдены, включая разрешение Нацбанка. Специализированные торги были запланированы на Казахстанской фондовой бирже (KASE) на 29 декабря. Однако днем раньше «Нурбанк» уведомил биржевиков об отмене торгов без каких-либо дополнительных пояснений. Не стали комментировать эту ситуацию и в Нацбанке.
Количество долларов у Нацбанка сократилось
Непросто задалось получение господдержки от Нацбанка и у «Bank RBK». Вместо запланированных 244 млрд тенге этот участник рынка для начала получил через размещение облигаций на KASE 22 ноября 120 млрд тенге. Спустя неделю, точнее, 30 ноября, им было привлечено 30 млрд тенге, а месяц спустя, 29 декабря, еще 60 млрд тенге. По идее, получение всей запланированной суммы господдержки от Нацбанка должно было завершиться 19 января, когда «Bank RBK» намеревался занять еще 40 млрд тенге на KASE. Но эти торги были перенесены на 23 января.
Итого
на момент информационного бенефиса председателя Нацбанка в Москве общая сумма господдержки банкам составила не 650 млрд тенге, а 620 млрд
При этом еще
один из банков-участников упомянутой программы не стал занимать деньги у регулятора,
и пока непонятно, придет ли вообще за ними «Нурбанк» на биржу. Зачем в таком случае нужно было торопить события, осталось непонятным. Как и то, кому предназначался столь массированный медиавыброс г-на Акишева через российские СМИ в то время как внимание казахстанцев было привлечено к историческому визиту главы нашего государства в США.
Ключевые показатели банков второго уровня по состоянию на 1 декабря 2017 года и объем полученных ими средств от Национального банка РК по программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора по состоянию на 19 января 2018 года, млрд тенге.
Примечание: * — Превышение текущих доходов (расходов) над расходами (доходами) после уплаты подоходного налога.