Для кого создаются дорогие парковочные места и куда идут собранные деньги?
На днях директор ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» Марат Принбеков рассказал в интервью InAlmaty.kz о возможном повышении тарифа на парковку в загруженных районах Алматы. По его словам, в их компанию нередко обращаются люди, которые говорят:
«Вы обещали навести порядок, сделайте подороже, но чтобы место парковочное было всегда»
Это высказывание напоминает сюжет из телепрограммы советских времен, где, как известно, абсолютно все делалось «по просьбе трудящихся». Каких именно — неизвестно, но просьбы эти неукоснительно выполнялись. Не исключено, что их выполнят и сейчас. Своим мнением о том, к чему это приведет, мы попросили поделиться Эдуарда Эдокова, председателя Независимого автомобильного союза Казахстана.
Как отметил спикер, сам он не слышал ни от кого из автомобилистов просьбу повысить плату за автопарковку. Но ничего необычного в повышении цен он не видит, так как это было прогнозируемо с самого начала. Ведь даже несколько лет назад, когда проект платных парковок в Алматы только внедрялся, установленная такса 100 тенге в час явно не соответствовала мировым расценкам.
Штраф за оплаченную парковку начислили алматинке
— Я тогда проводил анализ и сравнивал наши расценки с ценами различных государств, – говорит Эдуард Эдоков. – Даже по сравнению с Москвой, не говоря уж об Америке и Европе, наши цены были достаточно низкими. Насколько я помню, дешевле было только в Индии. Но эта страна сама по себе небогатая, а потому сравнивать с ней вряд ли стоит. В общем, что цены на платную парковку будут подниматься – ожидаемо. Это только вопрос времени. Ну а то, что все это делается по просьбе самих автомобилистов, так
любое непопулярное решение зачастую обуславливается просьбами мифических трудящихся
Скорее всего, эти трудящиеся — богатые владельцы престижных авто, готовые платить любые деньги за комфорт. И если сделать, например, 300-500 тенге в час, свободные места на автопарковке действительно будут всегда. А вот основная масса автолюбителей, а это наверное 95%, совсем не горит желанием платить больше.
При этом мой собеседник признает, что сейчас практически все платные парковки (особенно в центре города) всегда заняты. И
сложившаяся ситуация говорит о том, что цены действительно будут расти
Это вопрос регулирования. Но что будет с автомобилистами, которые не смогут позволить себе платить указанную цену?
Мошенники-«парковщики» захватывают Алматы, полиция разводит руками
— Сейчас цена 100 тенге в час — доступная. А вот за 200 тенге в час уже гораздо меньше людей смогут позволить себе оставлять там машину, – говорит Эдуард Эдоков. – Но если авторы новшества надеются, что народ из-за этой цены массово побросает машины, станет ездить на общественном транспорте и количество автомобилей в городе резко уменьшится, это вряд ли. Просто все близлежащие дворы будут заполнены автомобилями, стоящими в два ряда. Повышение цен, возможно, позволит разгрузить автопарковки, но загрузит машинами все близлежащее пространство. При этом водителей за неправильную парковку будут штрафовать полицейские. А это создаст еще одну возможность для различных коррупционных схем. То есть получается, что
с повышением цены городские автопарковки превращаются в места для состоятельных людей
А страдать будут настоящие трудящиеся, живущие на зарплату, как в общем-то обычно и бывает.
Платные парковки в центре города – обычная практика для мировых мегаполисов. Необходимое зло. Число автомобилей растет, а земли больше не становится. И
главная роль платных парковок – регулирование нагрузки на транспортную инфраструктуру
Нет у человека денег оплачивать стоянку? Пусть ездит на общественном транспорте. Или бюджет немного заработает… Но только не у нас.
Кто получает деньги с платных парковок, рассказали в акимате Алматы
— В большинстве стран Европы львиная доля дохода от платных парковок идет в муниципальный бюджет, – поясняет Эдуард Эдоков. – Эти деньги используются при формировании общественного транспорта, обустройства велодорожек, тротуаров для пешеходов, облагораживания территорий и т. д. Люди видят, для чего они платят, и с этим согласны.
В нашем случае, насколько мне известно, 70% всех доходов идет частному инвестору
Хотя при этом используется городская инфраструктура и часть дороги, которые эта частная компания не строила. Помнится, поначалу обещали создавать многоуровневые парковки, но дальше слов дело не пошло. А нарисовать разметку и поставить паркоматы – это небольшие затраты по сравнению с тем, сколько зарабатывает частная компания на платной парковке. Хотя, как показывает общемировая практика,
в большинстве стран мира компания-оператор берет только 10%
за обслуживание и управление платной парковки, а весь остальной доход идет в бюджет. У нас же практически наоборот. И меня это больше всего возмущает.
Конечно, руководство компании не считает такое распределение средств чем-то несправедливым. Мол,
полученные средства тратятся на развитие сети автопарковок, их обслуживание,
приведение в порядок (особенно в зимнее время), закуп оборудования, оплату налогов… В общем, работают чуть ли не в убыток себе. Однако мой собеседник смотрит на это довольно скептически.
Еще две платные парковки заработали в Алматы
— Раз дело такое невыгодное, пусть отдадут все это в коммунальную собственность, и город будет платить им зарплаты как оператору, поддерживать инфраструктуру и т. д., а большую часть доходов будет забирать себе. Сомневаюсь, что они согласятся, – говорит Эдуард Эдоков. – К тому же работа в убыток – тоже вопрос непростой. Допустим сейчас они не получают большой прибыли, так как расширяют инфраструктуру и инвестируют туда свои деньги. Но ведь эти текущие убытки потом превращаются в огромнейшие доходы. Я ориентируюсь на международный опыт. На множество конференций и семинаров на тему развития транспортной инфраструктуры Алматы, где зарубежные эксперты неоднократно приводили примеры, как это работает в Европе. И несмотря на действующие там законы, это очень хороший бизнес. И
те, кто прибрал это дело к рукам, будут на нем зарабатывать многие годы
Уже сейчас все парковки забиты и постоянно расширяются. А если посчитать даже 50-100 тысяч парковочных мест при средней загрузке 80% и стоимости часа, получаются огромные деньги.