Истинное предназначение вновь созданного производства электрокаров в Костанае немного отличается от официальных заявлений, доказывают эксперты. Впрочем, скрытые цели тоже благие, хотя и говорят о сбоях в управлении экономикой.
10 января Сергей Могилатов, замдиректора ТОО «СарыаркаАвтоПром» (Костанайский автозавод) сообщил:
— В 2018 году завод выпустит около 500 электрокаров… по цене до 7,5 млн тенге.
Цифры эффектные. Кто же станет покупателем нового экологичного транспорта?
Экономист Магбат Спанов объясняет запуск производства электромобилей в Костанае в первую очередь желанием правительства быть в тренде — показать, что Казахстану тоже не чужды зеленые технологии. Но есть и другая причина.
— Повлиял и социальный аспект. Дело в том, что Костанайский автозавод испытывает сейчас большие трудности с исполнением заказов. В связи с этим закрылись несколько модельных рядов выпуска автомобилей.
Чтобы сохранить рабочие места, решили производить электрокары,
— рассказывает он.
Спанов подмечает, что изначально цена на костанайские «зеленые» автомобили озвучивалась другая — 6,2 млн тенге.
— Понятное дело, свою лепту в ценообразование внесли девальвация и инфляция. Но в целом, я считаю, для электромобиля конечная цена в 7,5 млн тенге — это не так дорого. Хотя
скорее всего, на них начнут ездить в основной массе акимы и начальники всевозможных ведомств
Все они будут публично говорить, что исполняют послания президента, — предполагает экономист.
Магбат Спанов скептически отнесся и к планам представителей компании поставлять электромобили в Таджикистан и Россию. Он задает достаточно простой вопрос, на который пока нет ответа:
— Кто будет строить заправки в этих странах?
Что касается зарядных станций для автомобилей в Казахстане, по мнению Спанова, их будут строить на бюджетные деньги — ведь для привлечения инвестиций в рамках государственно-частного партнерства нужно время. А внедрять электромобили правительство хочет уже в 2018 году.
— Видимо, желание объединить Нацфонд и пенсионный фонд как раз-таки для этого и нужно
Инвестиции откуда-то же надо брать! — утверждает Спанов.
Политолог Замир Каражанов косвенно подтверждает эту версию, предполагая, что бизнесменов в строительство электрозаправок государству втянуть вряд ли удастся.
— Электромобилей на сегодняшний день мало, соответственно, вряд ли что окупится, — отмечает он.
По мнению Султанбека Султангалиева, вся проблема заключается в том, что главный принцип государственного финансирования любого промышленного или сельскохозяйственного проекта заключается в освоении бюджетных средств, а не в эффективном вложении государственного капитала с последующей отдачей.
— Вопрос эффективности никого не интересует. Главное — отчитаться об освоении,
отрапортовать о блестящих перспективах, а дальше хоть трава не расти. Именно отсутствие рачительного прагматичного подхода в вопросе распределения бюджетных средств ведет к многомиллиардным безвозвратным потерям, за которые, к сожалению, никто не несет ответственности, — говорит политолог.
Главная проблема внедрения новшеств в Казахстане, как отмечает Замир Каражанов, заключается в том, что у нас все в итоге перекладывается на плечи населения — в отличие от Европы. А к главному преимуществу электрокаров политолог относит то, что технологически их производить легче, чем обычные автомобили. Правда, как уже было сказано, для этих авто в Казахстане все комплектующие импортного производства.
— Самое дорогое в электромобиле — аккумулятор: в нем заложено более 30% стоимости. За эту же цену многим людям практичнее купить внедорожник.
У нас, кстати, один ученый предлагал свою разработку аккумуляторов для электромобилей.
Науку в Казахстане возродит только финансирование — ученый
И если бы государство выделило на это грант, кто знает, может быть на выходе получился бы более эффективный продукт, чем есть за рубежом. Но государство в этом направлении заняло инертную позицию. Инвестиции в Костанайский завод — это иллюзия того, что мы движемся к зеленой экономике и говорим про защиту окружающей среды наравне с европейскими и западными странами. На деле государство занимает чуть ли не противоположную позицию, — заключает Каражанов.
Политолог Султанбек Султангалиев отмечает, что
первые электромобили казахстанской сборки были выпущены еще в 2014 году
Однако запросы на данный вид транспорта мизерны, в среднесрочной перспективе электромобильное производство вряд ли выйдет хоть на какой-то серьезный уровень.
Электромобили в Казахстане попали в порочный круг
— На нашем веку накопилось уже немало примеров запусков технологичных производств и новых промышленных объектов, которые ограничились лишь торжественным перерезанием ленточек. После этого магического действа предприятие вставало из-за нехватки дальнейшего финансирования и отсутствия заказов по причине невостребованности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Дорогостоящее оборудование простаивало и расхищалось, а предприятие незаметно уходило в небытие,
— рассказывает он.