В первую очередь нужно поднять мотивацию у крестьян и возродить сельхознауку, считает эксперт.
В конце 2017 года глава фонда «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев был назначен министром сельского хозяйства Казахстана, заменив Аскара Мырзахметова. С чего же начать новому министру, учитывая какой пласт проблем скопился во всех областях сельского хозяйства за эти годы?
Виктор Асланов, руководитель исследовательского бюро «Зерновые и Масличные. Казахстан», считает, что в первую очередь новый министр сельского хозяйства должен распределить кредитную нагрузку для фермеров. Распределить так, чтобы они могли отдавать заемные средства не единым платежом, а в течение года.
— Нужно разработать соответствующий закон. Наверное,
наш рынок спекулятивный, и по большей части из-за того, что осенью происходит слив зерна
Зерно ведь наш главный экспортный товар, именно от его реализации государство получает больше всего денег в сельском хозяйстве. А зерновиками деньги занимаются под будущий урожай. Это очень плохая практика: получив урожай, фермеры массово вынуждены его продавать, чтобы рассчитаться по кредитам. Поэтому по статистике, в октябре-ноябре кредитная задолженность в секторе АПК всегда снижается. Высокое предложение вынуждает производителей продавать зерно по низкой цене. Как только предложение становится меньше, цена постепенно вырастает, — рассказывает он.
Следующим шагом, по мнению Асланова, должно стать введение института добропорядочных землепользователей.
— К этим людям можно отнести тех, кто уже 20, а то и больше лет пользуются землей и ведут сельское хозяйство
В сельском хозяйстве Казахстана нужна революция — Своик
Это могут быть и животноводы, которые выращивают специальные корма. Им землю нужно передать безвозмездно. Потому что своим многолетним трудом на земле они показали, что землю любят. Но в дальнейшем развитии их стопорит, что земля им не принадлежит, а взята в аренду на 49 лет, часть из которых они уже отработали. В сельском хозяйстве инвестиции возвращаются очень долго, это немного сдерживает их приток. Особенно в животноводстве. К слову, по статистике,
80% инвестиций в сельское хозяйство приходит из кармана самих же фермеров,
а не иностранцев, — говорит Асланов.
Эксперт добавляет, что если в законодательстве такое понятие, как «добропорядочные землепользователи» решат закрепить, для них можно будет ввести кредиты под низкий процент. Таким образом, по его словам, поддержку фермерам можно было бы оказывать адресно, а не «распыляться», как это происходит сейчас. Видя такую поддержку, остальные фермеры тоже бы начали стремиться стать добросовестными землепользователями.
Также по мнению Виктора Асланова, в северных регионах Казахстана, где большинство людей занимаются сельским хозяйством, нужно внедрять сельхозфакультативы еще в школах. Не говоря уже о высшем образовании.
Сельское хозяйство на дне, и Шукеев его вряд ли спасет — эксперты
— Пусть молодежь хотя бы поймет для начала, что это такое. Урбанизация сегодня приводит к тому, что из сел в города идет большой отток населения.
Некоторые сельхозпредприятия закрываются по причине отсутствия квалифицированных кадров,
— отмечает он.
Нужны сельскому хозяйству Казахстана и научные разработки.
— Казахстан уже потихоньку проигрывает в аграрной науке другим странам. Особенно это касается экспорта зерна:
если раньше мы поставляли его в 50 стран мира, то сегодня только в 8. Россия захватила все рынки
И хотя у нас есть специальные органы, которые изучают экспортный потенциал, конкретных результатов работы лично я не вижу. Для начала нужна карта на 2-3 года, в которой будет указано текущее положение дел в каждой из отраслей сельского хозяйства, определен их потенциал. Обычно у нас все заканчивается нелепейшим прогнозом — прогнозируют рост, условно говоря, в 3%, без объективной для этого подоплеки, — считает Виктор Асланов.
В животноводстве ощущается нехватка крупного рогатого скота. Об этом говорит Саят Жетыбаев, заместитель главы крестьянского хозяйства «Байнур». По его словам, в Казахстан нужно завозить маточное поголовье скота.
— Откорм площадкам нужны свои бычки. Мы предлагаем министру выделить деньги на закуп маточного поголовья из других стран — Аргентины, Уругвая, Австралии.
Мы хотим, чтобы привезенный скот дали крестьянским хозяйствам в лизинг
Обычно государством даются деньги, крестьяне покупают на них скот друг у друга, но общее поголовье от этого не растет, — подмечает Жетыбаев.
И если раньше завозился дорогой племенной скот по 5000 долларов, сейчас, как отмечает Жетыбаев, стоит завозить скот вдвое дешевле, естественно, проверяя, чтобы животные были здоровыми. По его мнению,
ежегодно нужно завозить 50 тысяч маточного поголовья скота
и распределять по разным регионам Казахстана.
Виктор Асланов убежден, что все эти реформы Умирзак Шукеев вполне сможет воплотить: на своих предыдущих должностях он зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист.
— Лишь бы ему дали все это сделать, — говорит эксперт.
Но политолог Султанбек Султангалиев настроен более скептично. По его убеждению, те цели, которые озвучит в ближайшее время Шукеев, по большему счету останутся на уровне обещаний.
— Это зависит даже не от министерства.
Проблема в том, что уровень поручений застаканивается уже на уровне низовых звеньев ведомств,
а когда это доходит до акиматов –тут уже надо тушить свет. Сколько у нас уже было замечательных проектов в рамках государственных программ! И что мы видели в итоге? Элементарный распил государственного бюджета, — подчеркивает политолог.
По его убеждению, увеличение производства казахстанской сельхозпродукции будет зависеть от развития сельхозкооперации в селе.
— Без такой формы сельского предпринимательства мы никогда не выйдем в список конкурентоспособных стран, да и вообще в список стран со сложившейся и устойчиво развивающейся экономикой, — заключает Султангалиев.