Портал Aviation Safety Network опубликовал статистику авиационных происшествий, в соответствии с которой можно сделать вывод, что прошедший 2017 год стал самым безопасным за всю историю гражданской авиации.
В мире за год произошло 10 катастроф с человеческими жертвами, в которых погибли 44 человека. Кроме этого, в результате авиакатастроф погибло 35 человек на земле.
В 2016 году было зарегистрировано 16 авиационных происшествий, в которых погибло 303 человека.
Из десяти прошлогодних катастроф пять произошли с транспортными воздушными судами, перевозившими различные грузы. Еще пять катастроф случились с пассажирскими самолетами. Учитывая предварительные данные о количестве выполненных за год рейсах – 36,800,000 – коэффициент погибших на количество выполненных рейсов составил 1 / 7,360,000.
Такие неплохие результаты, несмотря на потерю человеческих жизней, были ожидаемыми для международных экспертов по безопасности полетов. Руководитель Aviation Safety Network (ASN) Харро Рантер сказал: “С 1997 года среднее количество авиационных происшествий с самолетами устойчиво и постоянно снижается, – в значительной степени благодаря постоянным усилиям, предпринимаемым международными авиационными организациями, такими как ИКАО, ИАТА, Всемирный Фонд безопасности полетов и авиационной отраслью в целом”.
В последний день 2017 года, 31 декабря, был установлен рекорд по отсутствию катастроф среди пассажирских воздушных судов на реактивной тяге – 398 дней. Кроме этого, в течение также рекордных 792 дней не было катастроф самолетов, в которых бы погибли более 100 человек. Из десяти самолетов, потерпевших катастрофу, один эксплуатировался авиакомпанией, включенной в “черный список” Евросоюза.
Список потерь за 2017 год
16 января, Бишкек/Манас (Киргизия). Транспортный самолет Boeing 747-412F турецкой авиакомпании MyCargo Airlines, выполнявший рейс за авиакомпанию THY Turkish Airlines, при выполнении посадки выкатился за пределы полосы и аэродрома и разрушил несколько домов в расположенном поблизости дачном поселке. Погибли все 4 члена экипажа, находившиеся на борту, а также 35 человек на земле.
12 апреля, Оксибил (Индонезия). Транспортный самолет Cessna 208 Caravan I индонезийской авиакомпании Spirit Avia Sentosa, на борту которого находился один пилот, разбился в горах примерно в 10 км от Оксибила. Пилот успел только передать сигнал бедствия.
1 мая, Чигник (США). При выполнении полета по маршруту самолет Cessna 208B Grand Caravan американской авиакомпании Grant Aviation, на борту которого находился один пилот, столкнулся с заснеженным горным кряжем. Место катастрофы было обнаружено по сигналу сработавшего от удара аварийного радиомаяка. Пилот погиб.
5 мая, Чарльстон/Йегер (США). Транспортный самолет Shorts 330-200 американской авиакомпании Air Cargo Carriers, на борту которого находились два пилота, произвел жесткую посадку, выкатился за пределы полосы, у него отделилось левое шасси и левое крыло, после чего самолет упал в овраг. Оба пилота погибли.
27 мая, Лукла (Непал). Выполнявший транспортный рейс самолет Let L-410UVP-E20 непальской авиакомпании Summit Air, на борту которого находилось 3 члена экипажа, попытался уйти на второй круг, но столкнулся с поднимающейся поверхностью горы на 3 метра ниже уровня превышения взлетно-посадочной полосы. Капитан и второй пилот погибли.
14 октября, Абиджан (Кот-д’Ивуар). Транспортный самолет Ан-26-100 молдавской авиакомпании Valan International Cargo Charter, на борту которого находилось 4 пассажира и 6 членов экипажа, выполнял рейс по контракту с французской армией. При выполнении посадки в сложных метеоусловиях самолет не долетел до полосы, столкнувшись с поверхностью моря у береговой черты и разломившись на три части. Четыре члена экипажа погибли.
15 ноября, Нелькан (Россия). При выполнении захода на посадку в Нелькане в результаты нештатной работы двигателя потерпел катастрофу самолет Let L-410UVP-E20 российской авиакомпании Хабаровск-Авиа. Из пяти пассажиров и двух пилотов выжил только один ребенок.
15 ноября, Эмпакаай (Танзания). Самолет Cessna 208B Grand Caravan танзанийской авиакомпании Coastal Aviation, на борту которого находилось 10 пассажиров и 1 пилот, потерпел катастрофу при невыясненных обстоятельствах. Все погибли.
13 декабря, Фон-дю-Лак (Канада). Самолет ATR 42-320 канадской авиакомпании West Wind Aviation, на борту которого находилось 22 пассажира и 3 члена экипажа, сразу после взлета столкнулся с деревьями, а затем – с поверхностью земли. Все находившиеся на борту получили ранения, шестеро – тяжелые. Один пассажир скончался от ранений через 12 дней.
31 декабря, Пунта-Ислита (Пуэрто-Рико). Самолет Cessna 208B Grand Caravan пуэрториканской авиакомпании Nature Air, на борту которого находилось 10 пасажиров и 2 пилота, сразу после взлета столкнулся с лесистой поверхностью земли и сгорел. Все погибли.
А вот еще одна катастрофа, которая не вошла в статистику. Ее расследование еще не закончено.
21 февраля, Мельбурн/Эссендон (Австралия). После взлета самолет Beechcraft B200 Super King Air, на борту которого находилось 4 пассажира и один пилот, с левым креном около 10 градусов набрал около 50 метров высоты, после чего снизился и столкнулся со зданием. Все погибли. Комиссия не обнаружила отказов оборудования, пилот в данном рейсе речевой самописец не включал.
Не вошли в статистику и катастрофы двух казахстанских самолетов – борта АН-28 компании East Wing, который 3 октября разбился под Алматы. Санитарный рейс, летевший в Шымкент, обрушился и сгорел. Погибли пять человек.
И тренировочного самолета Казахской Академии ГА. Трагедия произошла 10 августа. Самолет TECNAM-2002 разбился, выполняя учебно-тренировочное задание. Погибли двое: курсант и пилот-инструктор.
Самолеты занимают второе место по безопасности после поездов.
Даже из самых сложных ситуаций есть выход: