Одним из последних аккордов завершающегося года стали кадровые перестановки, напоминает портал «Саясат«. Благодаря им в управленческом истеблишменте складывается новая расстановка сил.
В силовом блоке прошла ротация руководителей Генпрокуратуры, Верховного суда, Конституционного совета и антикоррупционного ведомства.
Кадровая встряска задела и хозяйственно-экономический блок – поменялся руководитель фонда «Самрук-Казына», вице-премьер-министр-министр сельского хозяйства, освободилась позиция председателя правления нацкомпании «ЭКСПО-2017».
Переформатирование кадрового состава не завершилось, и
правящая элита находится в ожидании дальнейших пертурбаций
«Саясат-Monitoring» провел экспертный замер с целью зафиксировать текущий расклад сил. Респондентам предложено оценить персон, возглавляющих самостоятельные направления госполитики, а также те или иные структуры власти. В качестве оценочных критериев выступили результативность курируемой сферы и выполнение поручений главы государства. Опрос проведен с 19-21 декабря, в замере приняли участие 17 респондентов, позиционирующихся экспертами во внутриполитических процессах.
Экспертные оценки премьер-министра Бакытжана Сагинтаева отличаются диаметрально противоположными мнениями
Для одних респондентов он продолжил «тяжелеть». В этом контексте был трактован прием в Акорде, Стратплан-2025, переговоры с и. о. помощника госсекретаря США, коммуникации с ТНК («ArcelorMittal», «Chevron», «Huawei Technologies», «General Electric», «Rothschild & Co», «Royal Dutch Shell»).
https://365info.kz/2017/10/sagintaev-razdal-gorchichiniki-ministram-i-stal-silnee-rejting/
Другие эксперты, напротив, считают, что премьер-министр активно торпедируется –
«сценарий по возможной отставке сагинтаевского кабмина как-то незаметно и враз прописался в раскладах наблюдателей»
Свою роль в этом сыграл президиум НПП, на котором премьер в одностороннем порядке выслушал менторские наставления и болезненные упреки от Тимура Кулибаева («тревожный звоночек для всего госаппарата»).
По премьер-министру срикошетила и шахтерская забастовка на «АрселорМиттал Темиртау»,
а также «оффшорная» критика президента. Но за этим критическим фоном, сложившимся вокруг премьер-министра, отдельные эксперты подметили такое качество Сагинтаева, как «умение сглаживать острые ситуации, не обострять ситуацию до критического уровня».
Спикер мажилиса вернулся в строй после операции на сердце. Респонденты отметили, что он воспользовался вынужденной медицинской паузой для демонстрации своих «технастроек» («работоспособность, ответственность, преданность»).
Это не осталось незамеченным в Акорде, по крайней мере, так респонденты трактовали прием у Назарбаева, который, помимо всего прочего,
дезавуировал «прежние разговоры об опале Нигматулина»
С выходом спикера в рабочий режим мажилис отыграл потерянные позиции в позиционировании с сенатом и правительством, не сорвал план законотворческой работы.
Ровная работа сената служит свидетельством того, что ее председатель
Касым-Жомарт Токаев отрабатывает закрепленный за ним участок
Сам же спикер закрепился в твиттер-сегменте, став главным юзером в управленческом истеблишменте («со своего аккаунта он громче и чаще «стреляет», чем с сенатской трибуны»). Эксперты также отмечают, что г-н Токаев продолжает использовать свой прежний внешнеполитический опыт, повышая востребованность.
Вместе с мандатом в генпрокуратуру Кайрат Кожамжаров получил признание своей эффективности в антикоррупционном ведомстве
Даже после проведенного при Асанове функционального самоограничения прокуратура сохранила эксклюзивные компетенции и особую роль в правоохранительной системе. А это позволяет Кожамжарову развернуться под свои масштабы.
https://365info.kz/2017/12/pri-shpekbaeve-mozhet-nachatsya-interesnoe-shou-ashimbaev/
Респонденты ожидают, что прокуратура вернётся к ястребиной политике, дух которой близок большей ее части («тот случай, когда ожидания аппарата и интересы руководителя пересекаются»). При этом, эксперты считают, что Кожамжаров выступит в роли стабилизатора и призван укрепить корпоративность прокуратуры, пострадавшей после асановской либеральной встряски. Все это в совокупности повышает индексы нового генпрокурора и как участника, и как игрока актуальной политики.
Первый вице-премьер Аскар Мамин продолжает работать на оперативном просторе, где основными направлениями для него стали Узбекистан и Кыргызстан.
«Его роль в кабмине можно сравнить с мастером пусконаладочных работ»
В Ташкенте г-н Мамин занимался запуском договоренностей, достигнутых в сентябре лидерами двух стран («это большой объем работы, от которого зависит углубление двусторонних отношений и выход на новые горизонты»). С Бишкеком он подписал Дорожную карту, от которой кыргызская сторона ранее отказывалась. Этот документ фактически стал признанием действий Астаны защитой интересов ЕАЭС («Мамин выступил «Суслопаровым»). Отмечается, что правительство в лице Мамина сохранило инициативу и выставило правильные акценты в информационной подаче Дорожной карты.
https://365info.kz/2017/09/kadrovye-perestanovki-vo-vlasti-pojdut-v-rezhime-non-stop-ashimbaev/
Теперь первому вице-премьеру предстоит техническая работа по выстраиванию с Кыргызстаном новых механизмов взаимодействия в рамках ЕАЭС.
( Опрос проводился до того, как Ахметжан Есимов стал председателем правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — прим.)
Перевод Умирзака Шукеева в правительство многие эксперты расценили как понижение – «если бы Шукеев был назначен первым вице-премьером, который по номенклатурной традиции считается преемником премьер-министра, то его возвращению в правительство еще можно было бы придать значимость. А так Шукеев стал рядовым «вициком», хоть и получил в нагрузку сельское хозяйство». Соответственно,
новая ипостась Шукеева является признанием неудовлетворительными результатов его шестилетней работы в фонде «Самрук-Казына»
Респонденты отмечают, что в бюджете следующего года расходы на сельское хозяйство сокращены на 15% («самое существенное сокращение из всех расходных статей»), что сужает возможности нового министра. К тому же, «после бюджета «Самрук-Казына» Шукееву в первое время сложно будет работать в минсельхозе».
Заместитель премьер-министра
Аскар Жумагалиев укрепился в качестве исполнительного куратора программы цифровизации
– новой центральной повестки госаппарата. Респонденты отмечают его дальновидность, поскольку будучи в «Казатомпроме» он смог уловить глобальные тенденции и оседлать тренд. «Для Жумагалиева это серьезный челлендж, ибо ответственность высокая, а эффективность госаппарата, как показывает практика последних лет, снижается.
В случае провала он будет первым выведен на плаху. Но и в случае успеха перспективы большие»
По мнению экспертов, говорить о видимых и конкретных результатах работы «цифрового» вице-премьера пока рано, «перед Жумагалиевым сейчас стоят важные задачи – концептуализация, содержательное наполнение программы, придание правильного смысла и хорошего стартового рывка».
В оценках работы министра информации и коммуникаций Даурена Абаева – поправки в закон о СМИ, госпрограмма «Цифровой Казахстан», совещание по цифровизации, презентация проекта «100 новых лиц» (последнее два мероприятия прошли с участием главы государства). По мнению респондентов, этими кейсами
министр Абаев подтвердил свою эффективность как представитель правящей элиты
Работа министра юстиции Марата Бекетаева для широкой публики незаметна, но у него своя миссия, которая экспертам видится специфической, но особой — «техническое сопровождение конституционной реформы».
Министру здравоохранения Елжану Биртанову удалось выровнять ситуацию после отсрочки обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). На ноябрьской встрече у президента главный медик доложился об успехах здравоохранения, что стало косвенным подтверждением пролонгации мандата на продолжение работы.
«По всей видимости, решено на переправе коней не менять и замкнуть всю ответственность по ОСМС на Биртанове
Не случайно подчеркнуто, что Нурсултан Назарбаев напомнил о его персональной ответственности за курируемую отрасль». Свою роль сыграло то, что «министр принял корпоративные правила игры и смог влиться в госаппарат». Более того, минздрав «поймал» тренд по цифровизации, активно его педалируя. В то же время перед министром обозначена новая повестка – госрегулирование цен на лекарства и коррупция в фармацевтике. Эти темы будут выступать «дамокловым мечом» для минздрава и его руководителя.
Проведенный замер зафиксировал повышающуюся значимость оборонного ведомства, что связано с общей глобальной военно-политической ситуацией и ноябрьским саммитом ОДКБ, миротворческий потенциал которого активно обсуждается в контексте сирийского вопроса. Вместе с этим
растет востребованность министра обороны Сакена Жасузакова
– он докладывался на встрече у главы государства, которая стала второй с начала осени. Казахстанские военные приняли участие в международных учениях в Пакистане (антитерроризм) и Таджикистане (КСОР ОДКБ), развивали сотрудничество с ОАЭ, Пакистаном и США.