Слишком мало факторов будут играть на укрепление тенге в грядущем году. И слишком много на его ослабление.
Что год грядущий нам готовит, интересует многих казахстанцев. И главный вопрос касается валютного рынка: все хотят знать, что будет с тенге в новом, 2018 году. Станислав Лимаренко, аналитик казахстанского филиала Finam, считает, что позитивных факторов для тенге не предвидится. В первую очередь это связано с сокращением средств Нацфонда в связи с проводимыми Нацбанком невербальными интервенциями.
— Удорожание тенге по отношению к доллару в основном было связано не со спросом инвесторов и простых людей на тенге, а с тихими интервенциями. В связи с EXPO летом в Казахстане увеличился поток туристов, которые меняли доллары на тенге, способствуя его укреплению. Нацбанк все это время был настороже, контролируя курс нацвалюты, потому что было бы весьма некстати, если бы тенге в этот период девальвировался. Хотя предпосылки к этому были — на EXPO мы потратили очень много денег, — подмечает он.
Геополитика также влияет на тенге — через Россию в первую очередь:
— Помните, когда Трамп нанес удар по Сирии, нефть подскочила, а рубль упал. Хотя, по логике, должно было произойти наоборот. А так как мы зависим от России, на нас это тоже отражается. Дальнейшее влияние антироссийских санкций на нас будет зависеть от проводимой Казахстаном политики, — говорит он.
По ожиданиям Лимаренко, тенге к лету 2018 года может опуститься до 400 за доллар.
— Взглянув в историю предыдущих лет, мы можем убедиться, что
существенные скачки тенге у нас приходились на февраль и на конец лета
На эти периоды выпадает сдача финансовой отчетности крупных госкорпораций, формирующих наш рынок. Чтобы хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, нам нужна диверсификация экономики, — считает аналитик.
Экономист Ерлан Ибрагим также придерживается пессимистичных ожиданий касательно курса тенге на 2018 год.
— 2017 год для нас в целом прошел неплохо. Не было каких-то существенных колебаний. Хотя я был убежден, что ситуация с курсом будет хуже.
Экономика Казахстана слабая — и это ключевой фактор для тенге
Стоимость нефти, конечно, тоже будет иметь значение, однако мы видим, что ее удорожание в последние полгода сильно не поддержало тенге. И раз рост цены на нефть с 60 до 64 долларов за баррель не дал импульса к укреплению тенге, то и в 2018 году влияние будет слабым. Я не думаю, что цена на нефть значительно увеличится. Правда, на нее очень сильно влияет геополитический фактор, так что если вдруг что-то резко изменится, нефть может и подорожать. Любой конфликт на том же Ближнем востоке будет менять цену на черное золото, — говорит Ибрагим.
Экономист Алмас Чукин более оптимистичен. По его словам, внутри Казахстана каких-то поводов для новых скачков курса тенге сегодня нет.
— Банковский кризис, слава богу, погасили. Так что 2018 год, я думаю, будет спокойным — выборов никаких не намечается, грандиозных проектов типа «Кашагана» тоже, поэтому на тенге будут влиять скорее внешние факторы. Все будет зависеть от того, как поведет себя нефтяной рынок. Также влияние будут оказывать шаги нового председателя ФРС США Джерома Пауэлла.
Если он вдруг слишком активно начнет поднимать базовые ставки, это вызовет рост курса доллара
Первые заседания намечены на март 2018 года. Поживем — увидим. Кроме того, конгресс США планирует принять налоговый кодекс, в котором будут предусмотрены новые льготы для бизнеса. Думаю, на нас это отразится позитивно: мы, как сырьевая страна, зависимы от их экономики. А американская экономика тянет за собой весь остальной мир, — отмечает он.
По подсчетам Чукина, курс тенге до нового года не изменится, весной 2018 может даже немного подняться, а к лету, наоборот, снизится.
— К марту-апрелю курс валюты, как правило, поднимается — в этот период идут основные налоговые платежи. А летом увеличивается поток туристов — люди едут в отпуска, что провоцирует спрос на иностранную валюту. Поэтому и возможны ослабления тенге, — говорит экономист.
По мнению еще одного эксперта, аналитика «Казкоммерц Секьюритиз» Нурлана Рахимбаева, сейчас в целом сложилась благоприятная ситуация на внешних рынках для дальнейшего укрепления тенге.
— В первую очередь это рост цен на нефть, мягкая монетарная политика ФРС, ослабление курса доллара. Внутри страны наблюдается снижение инфляции, постепенное снижение базовой ставки Нацбанком, оживление кредитного рынка. Спрос на тенговые активы растет в виду их более высокой доходности, — говорит он.
Рахимбаев ожидает снижения базовой ставки в следующем году минимум до 9,5%. Хотя, по его словам, не стоит исключать более низких уровней по ставке в виду снижения инфляции в стране.