Недавно ЕНПФ взыскал деньги вкладчиков с бразильской компании. SAMARCO Mineracao S.A., допустившая дефолт в 2016 году, ничего не должна казахстанским пенсионерам. Зато казахстанские компании всеми силами стараются уйти от возвратов займов, сделанных когда-то у ЕНПФ.
Еще летом 2017 года появилась информация о том, что бразильская компания SAMARCO Mineracao S.A., куда были вложены активы Единого накопительного пенсионного фонда, допустила дефолт. Однако иностранный эмитент не отказывался от погашения долга, намереваясь сделать это в досудебном порядке. Речь шла о 600 млн тенге, которые были вложены в облигации бразильской компании.
В публикации «Как пенсионные деньги в проблемные компании вкладывались» мы подробно рассказали, какую работу по возврату денег вкладчиков проводят юристы и руководство ЕНПФ.
6 декабря на очередном заседании общественного совета при ЕНПФ управляющий директор ЕНПФ Маулен Утегулов рассказал, что
облигации SAMARCO Mineracao S.A. были проданы на вторичном рынке в октябре 2017 года
— Поэтому, в связи с полным погашением задолженности, данный эмитент выбыл из портфеля ЕНПФ. Сумма от продажи облигаций данного эмитента составила 388 млн тенге, — сообщил Утегулов.
По сообщению Маулена Утегулова, на начало 2017 года количество проблемных эмитентов составляло 21 компанию, из которых 20 компаний казахстанские и 1 бразильская с общей задолженностью в 40,5 млрд тенге.
— В сентябре к ним добавились еще 2 эмитента. Это корпорация «АПК-Инвест» и «Атамекен-агро». Сразу после объявления ими технического дефолта мы начали с ними претензионную работу, — заявил управляющий директор ЕНПФ. — Корпорация «АПК-Инвест» 6 сентября погасила перед фондом только вознаграждение и пеню, поэтому сумму основного долга ЕНПФ взыскал с компании в судебном порядке. В «Атамекен-агро» также допустили просрочку по выплате дивидендов по привилегированным акциям за 2016 год в размере 584 млн тенге. 13 октября ЕНПФ предъявил эмитенту досудебную претензию с требованием выплаты дивидендов, мы провели с ними переговоры, предупредили, что подадим иск.
И компания 17 ноября полностью погасила задолженность перед фондом в размере 387 млн тенге
Итого, по сообщению ЕНПФ, на 1 декабря 2017 года задолженность по проблемным эмитентам составляет 44 млрд 860 млн тенге.
Как пенсионные деньги в проблемные компании вкладывались
Сразу после создания при ЕНПФ общественного совета руководство фонда начало активно обращаться по поводу непослушных должников в правоохранительные органы. Проверку прошли все 20 казахстанских должников. Пять компаний попали под прицел Уголовного кодекса. По ним проводятся следственные действия, однако нюансы пока не раскрываются.
— Неправомерные действия руководства АО «Астана-Недвижимость» были приобщены к материалам уголовного дела, которое ранее было заведено в отношении самой компании, — пояснил Маулен Утегулов в качестве примера принимаемых мер.
При этом
в ЕНПФ не скрывают, что взыскание долгов почти всегда сопровождается препонами не только со стороны судов, но и судисполнителей
— Мы столкнулись с проблемой обжалования действий или бездействия судисполнителей. В том числе по незаконным отказам в возбуждении исполнительного производства, прекращении по надуманным основаниям и даже по банальной утрате исполнительных документов. Такие случаи были в Карагандинской области и в Алматы. Кроме того, судисполнители плохо ищут имущество должников, — рассказал управляющий директор ЕНПФ.
Интересная история приключилась с долгом компании HOME BROKER, личные гарантии по которому давал погибший 2 года назад в автокатастрофе миллионер Бауржан Асаубаев.
— По HOME BROKER у нас была возможность подать иск к правопреемникам Асаубаева, скончавшегося 2 года назад и давшего личную гарантию по обязательствам, — сообщил Маулен Утегулов. —
Наследники семьи Асаубаева смогли в судебном порядке по вновь открывшимся обстоятельствам признать эту гарантию недействительной
ЕНПФ обжаловал это решение в апелляционном порядке, но безуспешно. Мы подали жалобу в судебное жюри на действия судьи, поскольку по незаконным основаниям было отказано в наших претензиях. А сегодня (6 декабря — ред.) получили отказ от судебного жюри в решении данного вопроса.
Суды vs вкладчики ЕНПФ
— По должнику «Казахстан кагазы» 23 ноября определением Специализированного межрайонного экономического суда Алматинской области по заявлению ForteBank в отношении «Казахстан кагазы» была отменена процедура реабилитации и возбуждена процедура банкротства.
То есть суммы, которые ранее мы получали от этого должника, теперь поступать не будут
Мы это решением обжалуем, — добавил управляющий директор ЕНПФ.
Не менее интересно развиваются события вокруг крупного эмитента — АО «Имсталькон». Руководители этой компании, откровенно говоря, вытворяют настоящие чудеса, лишь бы не платить по счетам. И кое-что об этом мы уже рассказывали ранее в статье «40 млрд тенге из ЕНПФ «разошлись» по казахстанским компаниям».
40 млрд тенге из ЕНПФ «разошлись» по казахстанским компаниям
По словам Маулена Утегулова, 14 июля решением СМЭС Алматы по заявлению миноритарного акционера Третьякова, который владел менее 1% (!) акций, суд прекратил процедуру реабилитации и возобновил дело о банкротстве «Имсталькона».
Говорилось и о том, как владельцы компании всячески препятствовали аудиту, отключали доступ к 1С-бухгалтерии, даже пытались штурмом брать офис, который находился под охраной.
— Мы подали апелляцию,
дошли до Верховного суда, но недавно и там нам было отказано,
хотя в законе о реабилитации нет такого основания для ее прекращения как перевыполнение плана, но нам именно по этому поводу и отказали, — сообщил Утегулов. — Мы дошли уже до конца в гражданском порядке. Однако нам удалось добиться возбуждения уголовного дела в отношении АО «Имсталькон», ведется следствие. Но поскольку реабилитация прекращена, возврат общей задолженности в размере 12,5 млрд тенге под большим вопросом, поскольку решением о прекращении реабилитации «Имсталькон» получил защиту от кредиторов.
Когда весной 2017-го создавался общественный совет при ЕНПФ, к нему отнеслись скептически. Никто не верил, что кучка экономистов, юристов, общественных деятелей и журналистов смогут как-то повлиять на ситуацию с пенсионным накопительством.
Однако совет, собравшись 6 декабря в шестой раз, уже доказал свою состоятельность.
Председатель совета Евгений Сейпульник не только оказывает юридическое сопровождение по претензионной работе ЕНПФ в выбивании денег пенсионеров,
но, как выяснилось, уже давал показания следователю по делу «Имсталькона».
А октябре, аккурат после выхода нашей довольно разоблачительной сентябрьской статьи о действиях руководства компании, генеральный директор «Имсталькона» Михаил Резунов обратился в администрацию президента. Он недвусмысленно описал, что общественный совет очерняет компанию. Достаточно прочесть это заявление, чтобы понять, как сильно общественный совет и его председатель мешают руководству «Имсталькона» избежать полного расчета перед вкладчиками ЕНПФ.
Приведем несколько цитат из обращения господина Резунова.
«Считаем, что высказывания Сейпульника Е. наносят ущерб держателям ценных бумаг АО «Имсталькон» и могут в конечном итоге наносить вред самому АО «ЕНПФ». Также стоит отметить, что с приходом Сейпульника Е. в общественный совет при АО «ЕНПФ» принимаются радикальные решения в отношении партнеров АО «ЕНПФ».
«… Общественный совет принял решение оказать поддержку и содействие Фонду (ЕНПФ — ред.) по взысканию проблемных долгов, в том числе в виде создания общественного резонанса и привлечения внимания общественности к проблемным вопросам».
И так далее. В конечном счете
господин Резунов попросил администрацию президента привлечь Евгения Сейпульника к ответственности. К какой точно, не сообщается
На фоне того, как руководству «Имсталькона» везет в судах, попытки общественного совета хоть как-то повлиять на возврат реальных денег реальных казахстанских вкладчиков выглядят борьбой с ветряными мельницами. Но это пока.