Правительство намерено легализовать подпольное производство золота — значит, страну ждет золотая лихорадка. Об этом пишет казахскоязычная газета «Жас Алаш».
«Как бы правительство не старалось, чиновники так и не сумели остановить подпольное производство драгоценного металла. Масла в огонь подлило и то, что недавно
правительство страны узаконило хранение банковских вкладов в виде золотых слитков
Нацбанк начал продавать золотые слитки
Ведь только в одной Акмолинской области существовали такие рудники, как Бестөбе, Байүлесті, где чего ни коснись — то золото. Впоследствии рудники были закрыты — но лишь на словах, а на деле старатели тайно спускались туда и подпольно продолжали свой промысел.
Чтобы предотвратить деятельность браконьеров-золотоискателей, правительство должно узаконить подпольное производство золота. Ведь это, в конце концов, может привести к «золотой лихорадке».
Первый шаг уже сделан – в скором времени намечается упрощение процедуры получения лицензии на добычу золота частными старателями.
Документ на частную добычу золота можно будет получить всего лишь за три дня
Выдавать их будут уполномоченные органы — местные акиматы. А как работают наши акиматы известно всем – там можно решить любую проблему. Раньше на получение разрешительных документов уходило целых семь дней – все документы тщательно проверялись и только потом узаконивались.
В случае узаконения подпольного производства золота,
обладатель лицензии получит возможность в течение года без уплаты налогов добыть до 50 килограммов драгоценного металла
А площадь разрешенного производства будет занимать примерно 5 гектаров.
Новый завод «Алтыналмас» в Карагандинской области будет производить до 3-х тонн золота ежегодно
Тут мы должны рассказать о котировке желтого металла на Лондонской фондовой бирже. С 2002 года официальная цена золота превышает стоимость доллара. Согласно последним данным, стоимость одного килограмма золота в тенгевом эквиваленте составляет 14,2 млн тенге.
Судя по этим цифрам, в ближайшем будущем доходы нефтяников по сравнению с прибылью золотодобытчиков могут превратиться в ничто.
Однако все это пока лишь разговоры — предложения в Кодекс «Об использовании природных ископаемых» находятся на рассмотрении. Хотя на этот раз власть, похоже, кардинально настроилась положительно решить проблему.
На первом месте по разведанным запасам золота стоит Восточно-Казахстанская область – запасы составляют 533,5 тысячи кг, что эквивалентно 22 млрд долларов.
На втором месте расположилась Акмолинская область. Запасы составляют 259,9 тысяч кг, что равно 11 млрд долларов.
Достаточно золота и в Карагандинском регионе.
Всего по Казахстану запасы золота равны 1159 тоннам — порядка 50 млрд долларов.
Сегодня по Казахстану насчитывается 293 золотых рудников. Безусловно, при возобновлении выдачи лицензии на добычу золото, их количество увеличится.
Если подпольное производство будет узаконено, в страну могут хлынуть безработные и просто искатели приключений со всех концов планеты. Ведь статья 29 Закона РК «Об использовании природных богатств» гласит:
Лагерь афганцев-нелегалов на юге Казахстана: фоторепортаж
«Субъектами, обладающими правом природопользования, могут выступать казахстанские и зарубежные юридические и физические лица».
Одни твердят, что упрощение лицензирования приведет к снижению нелегального производства золота, которое не дает дохода государству. Значит, от этого казна только выиграет, возродится работа частных старателей в регионах.
Другие говорят, что
«такой свободный механизм освоения ресурсов приведет к ослаблению экономики страны»
Они говорят только об одном: природными ресурсами страны, как нефтью и ураном, управляют иностранцы. Это тоже нельзя отрицать. Зато казахское золото пока не привлекло внимания иностранцев.
Завод по добыче золота построят в Жамбылской области
Другой аргумент против: «даже легализация не решит проблемы мелких старателей, обрабатывающих золото вручную – не каждый из них способен закупить необходимую технику – экскаваторы и землеройные технические аппараты.
Даже в случае получения лицензии срок ее действия очень короткий – всего три года».