18+
Нур-Султан
Сейчас
11
Завтра
8
USD
378.9
-0.03
EUR
422.74
-0.26
RUB
5.87
0.00

Вместо водки — пиво и коньяк. Казахстанцы меняют предпочтения

Потребление пива в Казахстане за год выросло более чем на 10%, вина – на 22%. При этом популярность самого востребованного крепкого напитка – водки, продолжает падать: за последние пять лет ее потребление снизилось почти вдвое.

Коньяк приходит на смену водке

Потребление коньяка выросло в январе-сентябре 2017 года на две трети по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. За 8 месяцев на территории республики было реализовано более 7,9 млн литров коньяка (в 2016-ом – 4,8 млн).

Для того, чтобы покрыть внутренний спрос, пришлось не только значительно наращивать производство (+67,4%, до 7,3 млн л), но и увеличивать импорт

Из-за рубежа завезено 680 тыс. литров коньяка, что на 47,6% превышает прошлогодние показатели. С таким уровнем потребления продукции на экспорт просто не остается: всего 3,5 тыс. литров за 9 месяцев.

При этом потребление водки сократилось с 28,8 млн тонн в январе-сентябре 2016 года до 27,9 млн тонн за 9 месяцев 2017-го.

Снижение спроса на «беленькую» продолжается уже 4 года подряд

С 2013 года потребление водки в Казахстане упало на 43%. Потребление коньяка за это же время выросло на 35%, причем положительная динамика наблюдается уже 3 года. Если в 2013 году из каждых 10 проданных бутылок на коньяк приходилась одна, то сегодня — 2,2.

Потребление пива бьет рекорды

Что касается пива, производство этого напитка выросло на 8,7% (до 440,9 млн литров), а импорт – на 19,9% (до 45,3 млн литров). Но для удовлетворения внутреннего спроса этого оказалось недостаточно, так что пришлось сокращать экспорт (снижение на 40%, до 5 млн литров). Всего за 9 месяцев в республике был реализован 491,1 млн литров пива. Это на 21% выше, чем за аналогичный период 2013 года.

Что произойдет с организмом, если отказаться от алкоголя на… год?

Нынешний год является самым удачным для производителей пива за последние годы.

Каждый житель республики, включая грудных младенцев, выпил в среднем за 3 квартала по 27,3 литра,

или более 3 литров пива в месяц. Годом ранее за аналогичный период времени этот показатель составлял 24,1 литра за 9 месяцев.

Спрос на вино продолжает расти

На смену водке приходит не только коньяк, но и вино. За 9 месяцев на внутреннем рынке реализовано 13,9 млн литров натурального вина – это максимальный показатель за последние 6 лет. Спрос на него растет как минимум с 2012 года (не считая небольшое снижение в 2016-ом), а по сравнению с предыдущим годом реализация в январе-сентябре 2017 года выросла на 22,1%. Это пошло на руку как местным производителям (производство выросло на 10,7%, до 7,3 млн литров), так и иностранным поставщикам (рост импорта на 27,5%). При этом на экспорт практически ничего не идет: 95 тыс. тонн.

Казахстанцы ежедневно потребляют более двух вагонов лекарств

Потребление шампанского в Казахстане достигло 4-летнего максимума (890,5 тыс. литров, +27,5% к аналогичному периоду предыдущего года), однако в целом популярность игристых вин падает – 1,7 млн литров, или менее 92% от уровня 2016 года. При этом все чаще казахстанцы делают выбор в пользу иностранной продукции: за год доля увеличилась с 27,9% до 37,8%. Этому способствовал как рост импорта (+24,4%), так и снижение собственного производства (-20,7%).

Если в целом говорить об алкоголе, тут налицо смена приоритетов потребителей: вместо «пролетарской» водки все чаще выбор падает на более «благородные» и «праздничные» напитки: коньяк, шампанское и вино. Часть казахстанцев переходит от крепких напитков к пиву, что отчасти связано с большей доступностью последнего.

Сыграли свою роль и регулярные повышения минимальной стоимости водки

К слову, казахстанцы отказываются не только от водки, но и от сигарет. В январе-сентябре 2014 года на внутреннем рынке было реализовано 25,8 млрд штук (то есть около 1,3 млрд стандартных пачек), в 2017 году – 15,4 млрд (0,77 млрд пачек). Благодаря антитабачным мероприятиям (включая повышение цен на табачную продукцию, разъяснительную работу и прочее), а также в немалой степени благодаря популярности вейпов потребление сигарет в республике за 3 года сократилось на 40%.