Как выявить у ребенка игровую зависимость, почему молодое поколение выбирает виртуальную реальность и могут ли родители «вытащить» чрезмерно увлеченное цифровым миром чадо в окружающую действительность?
На эти вопросы в интервью радио Sputnik Молдова ответил психотерапевт Артур Гараганов.
Обычно родители приводят к психотерапевту ребенка, который не может оставаться наедине с собой, обходиться без смартфона или планшета и фактически постоянно находится в игровом процессе. Американская психологическая ассоциация признает игроманию серьезной зависимостью и предлагает методики по избавлению от нее.
Игровая зависимость похожа на любую другую зависимость химического или психологического характера
У человека игровая зависимость, если он не может находиться длительное время в спокойном состоянии без игры. Если его «ломает», если он испытывает отрицательные эмоции, начинает нервничать, демонстрирует странности в поведении.
Родители ребенка с игровой зависимостью, как правило, замечают, что он становится нервным, перестает учиться, становится агрессивным. Как раз-таки в этом и заключается синдром отказа, это проявление зависимого поведения.
Каждый конкретный случай, конечно, разбирается индивидуально. Психотерапевт выясняет, кто в семье стимулирует игровую деятельность ребенка. Есть и такие случаи.
Если родители не могут уделить детям достаточно внимания, они обычно переводят внимание ребенка в игровой процесс,
то есть фактически подключают виртуальную реальность. И ребенок охотно туда погружается. А вот достать его оттуда уже намного сложнее, потому что ребенок привыкает проходить определенные уровни, обучается новым моделям поведения. Он стремится в виртуальную зону, где может проявить себя уже немножко по-другому.
Если ребенок — подросток, то его сильно втягивает в игру эффект достижения социального признания
Подросток начинает встраиваться в виртуальную реальность, наделяя себя определенными статусами. Растет его виртуальная самооценка, виртуальное эго. С такой ситуацией специалистам работать сложнее.
Родители могут принимать активное участие в ограничении времени, которое ребенок проводит за виртуальными играми. Мамам и папам порой стоит самим выбирать игры для своего ребенка, устанавливать продолжительность игрового процесса — в целом, объяснять и общаться с ним.
Порой ребенка нужно физически «доставать» из виртуального пространства