Интересную особенность второй волны миграции из Казахстана отметил политолог Марат Шибутов: люди не торопятся расставаться с гражданством Казахстана.
А его коллега Султанбек Султангалиев подчеркивает, что сейчас миграция носит не этнический, а «образовательный» характер.
Вторая волна миграции — условный термин, которым пользуются эксперты для обозначения эмиграции, возросшей в последние 2-3 года. Однако здесь нужно уточнить — сегодняшний уровень миграции из Казахстана по статистике ниже, чем в 90-е годы. Но это все равно позитива не прибавляет, отмечает Марат Шибутов. Он говорит, что сравнивать можно не только с 90-ми, но и с 2007-2008 гг. — тогда отток населения из страны приостановился.
— Именно поэтому новая волна воспринимается народом достаточно тяжело. И это оправдано: позитивных моментов в миграции и утечке умов нет. Снижается конкурентоспособность Казахстана, соответственно ухудшаются условия для населения, провоцируя дальнейший отток, — отмечает Шибутов.
Он добавляет, что если раньше, в те же 90-е, люди уезжали из Казахстана, практически сразу меняя гражданство, сегодня «со сменой гражданства» уезжают меньше.
— Если тогда по статистике Казахстан покинули 200-250 тысяч человек, то за прошлый год эта цифра в районе 30 тысяч. Многие уезжают в Россию и Беларусь сейчас, а гражданство получают потом. Так что поток может быть намного больше. Если даже рассмотреть статистику МВД России, это может кое-что прояснить. Они постоянно говорят, что у них там числится около 300 тысяч приезжих зарегистрированных казахстанцев. Так что, условно говоря, за год число мигрантов из Казахстана, с учетом, что некоторые из них получают гражданство не сразу, может доходить до 100 тысяч, — предполагает эксперт.
Султанбек Султангалиев отмечает, что у нынешней миграции «умное лицо»: в значительной степени это молодежь, которая едет за получением лучшего образования. Кто в Россию, кто в Европу и Америку — исходя из целей и материальных возможностей. Чтобы изменить ситуацию, нужно повышать качество преподавания в казахстанских вузах. По словам политолога Султанбека Султангалиева, это необходимость назрела уже давно, но как это сделать?
— Сама проблема является комплексной, носящей общественно-политический характер, поэтому одной лапидарной рекомендацией узкообразовательной направленности отделаться невозможно. Например, отъезд за границу потенциальных абитуриентов из контингента способной молодежи имеет помимо чисто образовательных аспектов — несовершенство формата ЕНТ, качество знаний в отечественных вузах и легковесность нашего диплома на просторах СНГ — еще и социальную причину:
Для того чтобы молодежь выбирала наши вузы, важно дать ей надежду на перспективу, гарантию того, что они смогут реализовать свой потенциал на Родине. К сожалению, даже у болашаковцев такой гарантии нет, — считает он.
То, что учиться и жить в Казахстане непрестижно, демонстрируют нам и чиновники, отправляя своих детей на учебу за рубеж. Но между тем, по мнению Султангалиева, потеря этих молодых людей как специалистов — меньшее из зол.
— Исходя из поговорки, что «яблоко от яблони недалеко падает»,
не могу согласиться с тем, что учебу детей наших чиновников за рубежом следует классифицировать как «утечку мозгов»
А вот то, что одаренные и способные молодые люди уезжают учиться за границу и оттуда не возвращаются, принося своими знаниями и трудом пользу другой стране, это действительно трагедия. Трагедия для государства, а не лично для наших талантов. К сожалению, мы вплотную приблизились в данном вопросе к точке невозврата, когда уже никакие меры не смогут положительно повлиять на имеющуюся ситуацию и тенденции её развития в позитивном русле. Государство дистанцировалось от поддержки талантливых казахстанцев (ведь поддержка не должна заключаться только исключительно в рамках грантов на образование), меценатов у нас кот наплакал и грантовая поддержка юных талантов находится буквально в зародышевой стадии, — отмечает он.