Русская православная церковь в Казахстане, пережившая террор и гонения, остается одним из столпов духовной жизни страны.
О непростой истории православия в Казахстане, а также о нынешнем положении второй по численности последователей конфессии рассказал иерей Григорий Куликов.
Появление православия в нашей стране связано с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военные причты (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 г. в Туркестане и Шымкенте. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия. В 1872 г. на кафедру созданной Верненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанских архиереев – архиепископ Софония (Сокольский), который управлял епархией по 1877 г.
Строительство церквей в южной части Казахстана началось в 80-е гг. XIX в. Так, в 1901 г. в Сырдарьинской области имелось восемь каменных храмов, построенных из обожженного кирпича. К началу XX века в Туркестане (в состав которого входили и многие земли Казахстана) проживала 391 тысяча православных христиан и действовало 306 церквей.
Установление советской власти в 1917 г. привело к началу масштабной атеистической кампании, продолжавшейся семь десятилетий. Она сопровождалась уничтожением храмов, преследованием духовенства, конфискацией имущества церкви. В 1920-1930-е гг. многие священники были расстреляны либо приговорены к длительным срокам заключения.
В 30-х гг. ХХ в. Казахстан стал местом ссылки духовенства и мирян Русской православной церкви. Этот период совпал с началом процесса коллективизации, в результате которой был уничтожен кочевой быт казахов, были разорены казахские аулы и крестьянские хозяйства русских переселенцев, что обернулось невиданным за всю историю края голодом, жертвами которого стали миллионы людей.
Определенные послабления в отношении религии начались в годы Великой Отечественной войны, когда Русская православная церковь поддержала патриотический дух советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. В Казахстане стали вновь открывать храмы.
Восстановление православной жизни в нашей республике началось с 1945 г., когда была учреждена Алматинская и Казахстанская епархия, первым правящим архиереем которой был митрополит Николай (Могилевский), ныне причисленный к лику святых.
В тяжелые военные и послевоенные годы Казахстан продолжал принимать ссыльных священников, многие из которых нашли приют у местных жителей, в том числе и мусульман.
Так, отбывавшего ссылку в Актюбинской области на глухой железнодорожной станции Челкар священноисповедника Николая, в будущем ставшего митрополитом Алматинским и Казахстанским, спас от смерти простой мусульманин-татарин
Осенью 1942 г. он подобрал его, полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил в своем доме.
Также и митрополит Алматинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 по 1956 гг. в ссылке в Кокшетау, был принят в многодетную мусульманскую казахскую семью, где жил как уважаемый член этой семьи.
Однако государственная политика в целом сохраняла свой атеистический характер. Религиозная деятельность жестко контролировалась властью.
Подлинное возрождение религиозной жизни, в том числе и православной церкви, началось после обретения Казахстаном независимости. О том, что ислам и православие стали важными столпами духовности нашей страны, неоднократно говорил президент Нурсултан Назарбаев. Так, посещая 7 января 2012 г. Свято-Успенский собор в г. Астане, глава государства заметил:
— Как птица не может летать с одним крылом, так и государство не может двигаться с одним крылом. Оба крыла – ислам и православие – основные религиозные конфессии в нашей стране. Все мы люди, единые на этой земле, но мы разные по языку, внешнему виду и религии. Но великое терпение всегда является основой для мирной жизни.
Признание свободы совести позволило верующим вернуться к полнокровной духовной жизни. Если в 1956 г. в Казахстане функционировало всего 55 приходов Русской православной церкви (РПЦ), то на начало 1999 г. на территории республики действовало 212 приходов и 8 монастырей. За последнее десятилетие отмечен дальнейший рост.
В 2012 г., в соответствии с требованиями закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в республике была осуществлена перерегистрация религиозных объединений. По итогам перерегистрации, по состоянию на 25 октября 2012 г. в Казахстане действовало 271 религиозное объединение православной церкви, включая республиканское религиозное объединение – Митрополичий округ, а также 9 епархий и 261 приход. Наибольшее количество православных общин зарегистрировано в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Карагандинской и Акмолинской областях.
Также в Казахстане действуют православные монастыри. Практически при всех церквях и молитвенных домах открыты церковно-приходские школы по изучению основ православия, действуют воскресные школы, в которых обучаются как дети, так и взрослые.
В 1995 г. государство передало церкви Вознесенский кафедральный собор в Алматы, построенный в начале ХХ в. и признанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращены храмы и в других городах. В настоящее время проводится большая работа по реставрации старых культовых зданий и строительству новых церквей и молитвенных домов.
Казахстан внес свою лепту в восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным даром нашей страны стало направление гранита с Кордайского месторождения, предназначенного для отделки стен храма.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (возглавлявший РПЦ в 1990-2008 гг.) в июле 1995 г. совершил визит в Казахстан, посетив Алматы и Караганду. В Караганде он освятил Свято-Введенский собор, ставший одним из крупнейших и красивейших в Центральной Азии.
За последние годы построены храм Христа Спасителя в Алматы, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор в Экибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинский храм в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве и многие другие храмы по всему Казахстану. В 2009 г. построен кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколько монастырей.
В июне 2005 г. в Астане были проведены торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею со дня открытия и освящения Константино-Еленинского кафедрального собора.
В январе 2010 г. Казахстан посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской православной церкви побывал в Алматы и Астане, встретился с представителями общественности, провел церковные службы в храмах. Главным событием визита стало освящение кафедрального Свято-Успенского собора в столице Казахстана.
В число официально признанных праздничных дней в Казахстане вошел православный праздник Рождества Христова (7 января). Этот день является в республике выходным.
В последние годы осуществляется структурная реформа православия в нашей стране. В мае 2003 г. Священный синод Русской православной церкви принял решение о создании в Республике Казахстан Митрополичьего округа в составе Астанайской, Уральской и Шымкентской епархий. Митрополичий округ – это особая форма объединения епархий, существующая в рамках РПЦ только в Казахстане. Округ был создан в целях координации религиозно-просветительской, издательской, социальной и другой общественно-значимой деятельности епархий на территории Республики Казахстан. В 2003-2010 гг. округ возглавлял митрополит Мефодий (Немцов). В 2010 г. главой округа назначен митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев).
В июле 2010 г. Священный синод Русской православной церкви принял ряд документов, определяющих статус Казахстанской митрополии как нового канонического подразделения Русской православной церкви, наделенного значительными правами самостоятельности – Митрополичьего округа в Республике Казахстан (Православной Церкви Казахстана)
26 июля 2010 г. Священный синод РПЦ утвердил устав самостоятельной канонической структуры в республике – Митрополичьего округа во главе с митрополитом Александром.
В последние годы происходит реформирование структуры Православной церкви Казахстана. До октября 2010 г. Митрополичий округ включал три епархии с центрами в гг. Астане, Чимкенте и Уральске. В 2010-2011 гг. решением Священного синода РПЦ созданы шесть новых епархий с центрами в городах Караганде, Костанае, Павлодаре, Кокшетау, Петропавловске и Усть-Каменогорске.
Таким образом, в состав Митрополичьего округа в настоящее время входят девять епархий:
– Астанайская и Алматинская епархия, с центром в г. Астане, включающая приходы городов Астаны, Алматы и Алматинской области;
– Карагандинская, с центром в г. Караганде, включающая приходы Карагандинской области;
– Кокшетауская епархия, с центром в г. Кокшетау, включающая приходы Акмолинской области;
– Костанайская, с центром в г. Костанае, включающая приходы Костанайской области;
– Павлодарская, с центром в г. Павлодаре, включающая приходы Павлодарской области;
– Петропавловско-Булаевская епархия, с центром в г. Петропавловске, включающая приходы Северо-Казахстанской области;
– Уральская епархия, с центром в г. Уральске, включающая приходы Актюбинской, Атырауской, Западно-Казахстанской и Мангистауской областей;
– Усть-Каменогорская епархия, с центром в г. Усть-Каменогорске, включающая приходы Восточно-Казахстанской области;
– Чимкентская епархия, с центром в г. Шымкенте, включающая приходы Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областей.
29 мая 2012 года в г. Астане было открыто здание Синода Православной Церкви Казахстана и Духовно-культурно-просветительского центра имени равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В 2010 г. была открыта Духовная семинария в г. Алматы – высшее богословское учебное заведение православной церкви (ранее там действовало лишь духовное училище).
Православная церковь сотрудничает с рядом этнокультурных центров, общественных организаций, в том числе с фондом «Светоч», который поддерживает связи с общественными организациями и учебными заведениями России.
Серьезное внимание уделяется работе с подрастающим поколением. Следует отметить, что в настоящее время в каждой православной церкви работают молодежные группы (в дополнение к воскресным школам), ими занимается специально закрепленный священник-руководитель. В феврале 2012 г. состоялся I Cъезд православной молодежи Республики Казахстан, на котором было принято решение о создании Православного молодежного движения Казахстана.
Православная церковь является постоянным участником диалога религий и цивилизаций. Представители православия активно выступают в ходе форумов, конференций, круглых столов различного уровня. Делегации высокого уровня представляли Русскую православную церковь на всех четырех съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Для участия в работе IV Съезда в 2012 г. в столицу Казахстана прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В своем выступлении он подчеркнул:
— Казахстан и его гостеприимная столица уже в четвертый раз становятся глобальной площадкой обсуждения проблем общемирового характера на основе диалога религиозных традиций. Нельзя не порадоваться тому, что при участии государственных структур лидеры мировых и традиционных религий имеют здесь прекрасную возможность собраться вместе и поразмыслить о том, как ответить на вызовы, единые не только для наших религиозных общин, но и для большинства народов мира.
С самого начала истории независимого Казахстана Русская православная церковь, в частности, ее митрополичий округ в РК, была и остается по сей день надежным партнером государства в проведении политики укрепления межконфессионального мира и стабильности в обществе.