Блогерство — основной источник дохода лишь для единиц. Для большинства это всего лишь подработка.
Блогеры сегодня стали новым инструментом продвижения. Их используют и частные компании, и госсектор, и квазигоссектор . Прикормленный блогер — явление уже обыденное. И в связи с этим возникает вопрос, сколько они зарабатывают? Некоторые убеждены, что в этой сфере вертятся огромные суммы, поэтому стать блогером — мечта многих.
Между тем, по словам Нуркена Халыкбергена, директора Khalykbergen Strategic Communications, цена платного сотрудничества с блогерами может зависеть от нескольких параметров. Он делит блогеров на три категории. В первой стоимость услуг зависит от количества подписчиков — это самая распространенная степень оценки блогера, или лидера общественного мнения, перед тем как подписать с ним договор. Цена за пост в данном случае варьируется от 2000 тенге до 100 долларов.
— Но мы советуем нашим клиентам обращать внимание не на количество подписчиков, а на реальную значимость и реальное лидерство во мнениях данного человека. Действительно ли он способен влиять на решения аудитории или определенной группы лиц, — рассказывает Халыкберген.
При выборе блогера, с которым планируется заключить контракт, Халыкберген советует задумываться, насколько он будет соответствовать проекту, который нужно продвигать. В качестве примера он приводит известного в Инстаграм блогера «СуперМамасита», которая часто пишет
(по его словам, она может себе это позволить, ведь это ее личный аккаунт). Но он убежден, что подобным блогерам можно заказать не всякую рекламу. Если реклама товаров из массмаркета, бытовой техники или косметики в данном случае может выглядеть органично, то реклама каких-либо инвестиционных проектов или агротехники будет нелепой. Задачу по рекламе таких серьезных продуктов смогут выполнить блогеры, обладающие авторитетом в данных кругах.
— Таких блогеров можно отнести ко второй категории — у них есть своя целевая аудитория. Если, к примеру, нужно продвинуть автомобили определенного статуса, привлекаются люди с соответствующим доходом, которые могут показать, что они действительно пользуются данными авто. Стоимость заключенного с блогером рекламного контракта будет зависеть от того, сколько сама компания выделила на это денег и во сколько блогер сам себя оценивает. В среднем,
оплата варьируется в таких случаях от 500 до 50 тыс. долларов за пост
Верхняя граница зависит от возможностей клиента и наглости просящего, — отмечает Халыкберген.
По его словам, еще есть третья категория блогеров, в которую могут входить как публичные, так и не публичные люди, но их имя у всех на слуху, оно и становится решающим.
— Кто-то из них иногда готов рискнуть своим именем и репутацией, чтобы по заказу выпустить очерняющую кого-то информацию. Цена за это может быть в 5-6 раз выше, чем у блогеров, относящихся ко второй категории, — говорит он.
Резюмируя свои слова, Нуркен Халыкберген подчеркивает, что ценообразование в работе с блогерами зависит от известности человека, охвата им целевой аудитории и его возможности вызывать доверие потребителей. Универсальной цены нет. Халыкберген при этом не согласен с мнением, что блогеры сегодня перетягивают большую часть рекламных бюджетов на себя.
— Малый и средний бизнес этим «балуется», какие-то крупные компании часть рекламного бюджета туда перекидывают. Но все же классическая реклама остается вне конкуренции, — говорит он.
По мнению Юрия Дорохова, директора PR-агентства «Инсайт Медиа», сегодня к услугам блогеров прибегают в основном с целью
— Я не утверждаю, что блогеры заменили собой СМИ — этого не происходит. У СМИ своя аудитория, у блогеров — своя.
Эти аудитории в чем-то пересекаются, а в чем-то нет. Я бы назвал блогеров дополнительным каналом воздействия на аудитории, наряду с корпоративными страницами в соцсетях. Аудитория отдельно взятых популярных блогеров превышает аудиторию многих СМИ. Есть даже такие, кто способен «заткнуть за пояс» большинство СМИ, — подмечает он.
Как и СМИ, блогеры тоже отличаются друг от друга.
— У кого-то могут быть десятки тысяч подписчиков, его читают все. Есть блогеры, у которых, наоборот, небольшое количество подписчиков — тысяча, иногда меньше, но при этом есть таргетированная целевая аудитория — к примеру, банкиры финансового мира. Или, например, представители какой-то узкой отрасли. В этом случае блогер становится эффективным инструментом работы именно в этой отрасли, — отмечает он.
По словам Дорохова,
стоимость публикации от 10-15 тыс. тенге и выше, верхняя граница может быть на уровне 300 тыс. тенге
Но это не означает, что блогер каждый день делает такие публикации — дорогие заказы бывают достаточно редко. Да и действительно популярных у нас единицы. И не все популярные размещают посты за деньги. Многие отказываются делать откровенно рекламные продукты, считая, что это негативно скажется на их репутации. И стараются, как и СМИ, делать интересный материал для читателя. Некоторые даже отказываются согласовывать материал с заказчиком, таковы их условия, — рассказывает Дорохов.
В целом, по словам Юрия Дорохова, профессионалами в Казахстане можно назвать лишь небольшое количество блогеров, для которых это основной источник дохода.
— Таких людей много в России, они получают оплату как за большое количество просмотров, так и за сами сюжеты от рекламодателей. Есть также видеореклама в Инстаграм, которую делают вайнеры — в Казахстане их много.
А вот блогеров, зарабатывающих на текстах, на весь Казахстан найдется человека 3-4. И их доходы составляют где-то от 120 до 200 тыс. тенге в месяц
Для остальных доходы от блогерства эпизодические, — заключает Дорохов.
По словам Нуркена Халыкбергена, у разных компаний цели обращения к услугам блогеров могут отличаться.
— Для любой частной компании важно, чтобы вложенные инвестиции принесли «выхлоп». Условно говоря, если владелец бизнеса вложил 100 тыс. тенге, а в итоге продажи составили те же 100 тыс. тенге, значит это не совсем правильный выбор рекламы. В данном случае проще вложить эти деньги в традиционную рекламу, — говорит он.
Для государственных и квазигосударственных компаний, по словам Халыкбергена, вопрос эффективности так остро не стоит. Они отвечают только за освоение бюджета.
— Они обращаются к блогерам и вайнерам, чтобы создать позитивный имидж. Они готовы платить деньги, не отслеживая, приносит ли это эффективность. Не зря говорят, что государство — не самый эффективный менеджер, — считает Халыкберген.
В целом, Нуркен Халыкберген придерживается мнения, что
эффективность блогеров в Казахстане переоценена
И прежде чем заключать контракт с той или иной известной персоной, нужно провести углубленный анализ.
— Если люди приобрели известность и имеют кучу подписчиков, это не означает, что их слушают. Максат Усенов в этой стране тоже достаточно известен. Вот и представьте, он говорит: «Я выбираю BMW — это самая лучшая машина для езды по ночам». Пример, конечно, абсурдный, но в целом, я хочу донести, что не стоит впадать в истерию относительно охвата миллионов подписчиков, которые имеются у блогеров. Всегда нужно включать мозги, — заключает Нуркен Халыкберген.