Повышение зарплат, привлечение в систему образования меценатов, а также создание звания «заслуженный учитель Казахстана» позволит возродить эту профессию.
В Караганде более 300 педагогов, вышедших на пенсию, власти попросили вернуться на работу в школы. В городе нарастает острая нехватка молодых учителей. По мнению политолога Булата Султанова, это говорит о плачевном состоянии и беспросветности в системе образования.
— Мы дошли до крайней точки, и дальше уже некуда, — констатирует он.
Нурмухамбет Ермеков, профессор кафедры ИТ КазУТБ, считает, что
кадровый кризис в школах начал проявляться в 2000-х годах,
как раз в этот период учителя советской «закалки» постепенно начали замещаться новыми кадрами.
После развала СССР не стало колхозов и совхозов, работы на селе не было, поэтому люди пошли в учителя и врачи. От безысходности. Кто-то даже специально переучивался из агрономов в учителя.
— Вступила в силу рыночная экономика, сформированная в 90-е годы. Появились новые стимулы, за что «бороться», как заработать деньги. Начался процесс расслоения общества. В советские годы все были примерно в одинаковых условиях: зарплата агрономов, инженеров и учителей не сильно разнилась. Однако потом в зарплатах произошел сильный разрыв не в пользу учителей. И естественно,
сегодня на эту низкооплачиваемую работу никто не хочет идти,
— отмечает он.
Ермеков добавляет, что у учителя сегодня, помимо низкой зарплаты, нет карьерного стимула — максимум он может стать директором школы, но вакантных мест на эту должность не так уж много.
Назрела необходимость в поднятии престижа учителя
И к этому должно подключаться не только Министерство образования, но и Министерство культуры, создавая фильмы, публикуя книги, материалы, возрождая и поддерживая высокий общественный статус учителя.
— Сегодня есть много фильмов про бизнесменов, про то, как они добились успеха, про роскошную жизнь, яхты. Но я не видел фильмов, в которых бы говорилось про учителя, разве что «Географ глобус пропил» и «Физрук». Но нужно снимать фильмы
Главное, чтобы они были подтверждены действиями — там не должны звучать пустые слова, — считает Ермеков.
Сегодня же, по его словам, учителя уважают исключительно за его личностные качества, но не за профессию. На учителей возложено слишком много обязательств. С каждым годом работать все тяжелее и тяжелее, ведь труд учителя ненормированный. Постоянно идет смена программ и содержания обучения, систем оценки знаний, форм представления результатов обучения.
— Учителей заставляют посещать различные мероприятия, чтобы не пустовали трибуны, концертные залы, участвовать в избирательных компаниях, переписи населения и пр.
За этот дополнительный труд ни финансового, ни морального удовлетворения преподаватели не получают — все превратилось в «обязаловку»
Взять даже заполнение электронных дневников «Кунделiк» (аналог проекта «Дневник.ру» из России), которое теперь легло на их плечи. А
между тем, в России учителям за эту дополнительную работу доплачивают
(около 40 тыс. тенге в пересчете — прим. ред.). И кстати, средняя зарплата учителей в России по нашим деньгам составляет 185 тыс. тенге. Обществу и государству нужно осознать, что от образования казахстанцев зависит экономический успех страны. Знания сегодня решают все. Поэтому человеческий капитал нужно поднимать на новый уровень! — убежден он.
По мнению Булата Султанова, сегодня учитель в нашем представлении является человеком, передающим знания, хотя учитель — это в первую очередь воспитатель. И во все времена ему уделялось большое внимание, но сегодня в Казахстане отношение несколько иное.
— Когда зарплата учителя составляет 60 тысяч тенге,
ни один нормальный мужчина работать в школу не придет, потому что зарабатывать он априори должен больше
А если и придет, ему не удастся воспитать из школьников патриотов. Дети, глядя на учителя, получающего нищенскую зарплату, осознают, что общество не ценит его труд. Мужчины-учителя должны обязательно присутствовать в школах, потому что только они могут воспитать из мальчиков мужчин, защитников страны.
У нас мужчины в основном работают учителями физкультуры. К ним и отношение, как к учителям второстепенных дисциплин
Хотя в идеале мужчины должны становиться учителями географии, истории, математики, физики и быть для подрастающего поколения примером, — говорит Султанов.
А власти, по его мнению, загнав учителей в рамки бедности, «рубят сук, на котором сидят».
— Вместо того чтобы поднимать престиж учителя, они строят частные школы и отправляют своих детей учиться за границу. А
если дети обучаются в частных школах, они никогда не станут патриотами своей страны,
а будут заинтересованы только в том, чтобы в будущем зарабатывать как можно больше денег. Потому что видят — в нашем обществе успешны только те, кто умеет делать деньги. Те же, кто закончил школы за рубежом, приехав на родину, идут работать на высоких постах в министерствах и ведомства страны благодаря своим высокопоставленным родителям. И получается, что дорога открывается для тех, кто смотрит на мир через призму другой страны, пропуская все через другую шкалу ценностей, — отмечает он.
Сегодня из-за социального расслоения общества у представителей молодого поколения еще со школьной скамьи зарождается комплекс неполноценности, и это, по мнению Булата Султанова, чревато в будущем социальными потрясениями.
— Поэтому сейчас нужно поднимать авторитет учителя. И сделать это просто. Во-первых, надо дать соответствующую зарплату, чтобы учителя перестали входить в категорию бедных. Нужно вырвать их из цепких лап бедности. А
зарплата министров не должна быть в три раза больше учительской
Только тогда они поймут все проблемы учителей. Во-вторых, учителя в нашем обществе нужно поставить в привилегированное положение, приравнять в государственных школах к госслужащим. Тогда у учителей появится мотивация трудиться на благо общества, а не думать только о куске хлеба.
Нужно регулярно проводить конкурсы, выбирая лучших учителей района, города, области. Также необходимо ввести звание «заслуженный учитель Казахстана» — в шоу бизнесе такие звания есть, почему бы не сделать и в образовании?
Это также послужит стимулом для учителей, особенно если звание даст прибавку к зарплате,
освободит от выплаты коммунальных услуг и так далее. К тому же, если, к примеру, в школе физику будет преподавать «заслуженный учитель Казахстана», сами дети будут смотреть на него по-другому, — замечает он.
Также, по словам политолога, нужно привлекать к спонсорству в школы меценатов.
— У наших людей, добившихся материального благосостояния, сложилась традиция строить в своих родных аулах, откуда они родом, мечети.
Так почему бы не зародить традицию строить школы и жилье для учителей?
В сеульском университете, где я был почетным советником, спонсорство в образовании только приветствуется. Там отдельные аудитории и лестницы в холлах названы именами людей, которые оборудовали их на свои деньги, — рассказывает он.
Султанов не считает, что с поднятием зарплаты учителям все ринутся в эту профессию. Ведь важным фактором для педагога является любовь к детям.
— А у нас не многие любят детей, а если любви нет, то даже за высокую зарплату это сделать не удастся. И хотя в эту сферу, возможно, придут по призванию не все, то хотя бы появится больше квалифицированных, грамотных и мотивированных людей. Перед нами сегодня стоит задача оздоровить моральную атмосферу в обществе, а это можно сделать только тогда, когда государство заботится о двух важнейших категориях людей — учителях и врачах, — заключает он.