Какие подводные камни ожидают нового акима Шымкента?
Южно-Казахстанская область — один из самых сложных в управлении регионов Казахстана. То же самое касается и областного центра — Шымкента. Недавно назначенному его акимом Нурлану Сауранбаеву придется считаться со многими местными особенностями и традициями, но и слабину давать тоже нельзя. Об этом и многом другом рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
— Данияр, какие особенности Шымкента нужно обязательно помнить новому главе? О тамошнем трайбализме, по-моему, говорят все в Казахстане.
— Тут все зависит от приближенности к самому Шымкенту, то есть откуда на него смотреть. В Алматы, например, о выходцах оттуда свои стереотипы.
Сразу упоминают «чимкентский нахрап» и пробивные способности (не говоря уже о манере езды местных водителей)
Кто-то при разговоре о регионе сразу вспоминает о «кланово-родовых разборках». В свое время о «южном клане», который укрепляется в Астане, ходили целые легенды.
Трайбализм и агашизм – гиря для Казахстана — откровения блогера
Другой набор стереотипов посвящен местному трайбализму — мифологизированному противоборству двух основных родов, проживающих в области. Это дулаты и коныраты. Но если приблизить фокус, видно, что
те же дулаты распадаются на 4 крупных подрода (сикым, шымыр, жаныс и ботпай),
у каждого из которых своя специфика, свои конфликты и проблемы.
Южно-Казахстанская область занимает не такую уж и большую территорию, но с высокой концентрацией населения. И что особенно важно — с политически активной местной элитой. Которая и на местном уровне активно взаимодействует, и на республиканском не менее активно проявляет лоббистские способности и наклонности.
Фактически редкий год обходился без скандалов, разборок и тому подобного
При этом Шымкент дал Казахстану большое количество высокопоставленных кадров, но одновременно обогатил нашу историю громкими скандалами, в том числе и коррупционными.
Депутаты маслихата подрались в ЮКО
То есть и ЮКО, и сам Шымкент — специфические, суровые, но очень интересные.
— Какие именно кадры вышли из Шымкента и области?
— К примеру, Заутбек Турисбеков, который был акимом ЮКО с 1993 по 1997 год. Затем возглавлял агентство по делам госслужбы, был министром внутренних дел Казахстана, секретарем партии «Нур Отан», а недавно стал первым зампредом Всемирной ассоциации казахов. Можно отметить, что
практически все, кто работал в его команде в акимате Южно-Казахстанской области, в дальнейшем заняли высокие посты:
Умирзак Шукеев, Нургали Ашим, Ербол Орынбаев и другие. Недавно покинувший пост акима Шымкента Габидулла Абдрахимов в команде Турисбекова появился позже, но и он сделал хорошую карьеру — был председателем агентства по делам государственной службы, заместителем руководителя администрации президента и руководителем канцелярии премьер-министра. Сейчас секретарь партии «Нур Отан»,
причем на этом месте сменил как раз своего бывшего патрона Заутбека Турисбекова
То есть практически все кадры последнего сделали карьеру на республиканском уровне.
— Как то вы рассказывали, как на назначенного в Актау центром руководителя не самого высокого звена успели написать 42 доноса в Астану еще до того, как он вышел из гостиничного номера. А в Шымкенте к приезжим кадрам как относятся?
— Вообще, Шымкент активно участвует в формировании общереспубликанских кадров. Выходцы отсюда едут и в столицу, и в другие регионы. Тот же Ислам Абишев, который в свое время с Бердыбеком Сапарбаевым из ЮКО перебрался в Восточный Казахстан, где стал акимом Усть-Каменогорска и первым заместителем акима области. Потом Абишев долгое время
руководил и руководит комитетом по водным ресурсам минсельхоза, «съев» по пути одного из министров
В целом, в ЮКО и Шымкенте к присылаемым центром руководителям относятся с пониманием. Но с условием, что те в своей кадровой политике делают ставку на местных. Грубо говоря, если приезжает алматинец или астанинец, который привозит с собой замов и начальников ключевых управлений, это вызывает определенную напряженность.
Область с точки зрения республиканского бюджета дотационная, хотя имеет и сырьевую базу, и торгово-транзитный, и аграрный потенциал. И
контроль финансовых потоков определяет очень многое в региональной политике
Когда на эти потоки приходят люди со стороны, у местных это вызывает недовольство, а следом и конфликты. Если же пришлый руководитель умеет находить общий язык с кадрами из региона, особых проблем не возникает.
Но конфликты были, есть и будут. Хотя бы потому, что постов в регионе не так много, поэтому за них «бодались» неоднократно. В конце 1993 года первый аким ЮКО Марс Уркумбаев подал в отставку,
объяснив свой уход в числе прочего и тем противодействием, которое получил со стороны местного чиновничества
— ЮКО считается вообще-то одним из беднейших в Казахстане регионов. Или на самом деле это не так?
— На самом деле деньги там есть, и хорошие. Хотя по средним зарплатам регион действительно далеко не самый богатый, но практически все авторитетные шымкентцы впечатления бедных не производят. Прорезаются
то ли южное стремление к роскоши, то ли откровенные «понты»
Тому немало примеров — например, дело Тулешова. Никому не известный за пределами области пивной магнат и особняки строил, и автомобили коллекционировал, и фильмы о себе снимал, и даже потешную армию собрал. В какой-то момент дошел до жажды высоких постов в столице.
О чем в самой Астане узнали, видимо, уже после того, как появилось уголовное дело
Вообще, у нас немало тех, кто достигнув определенных позиций в бизнесе, начинают рваться в политику, меценатство, религиозную сферу. При этом покупают всевозможные регалии, издают книги и так далее.
Возвращаясь к вопросу — в ЮКО достаточно много «олигархов местного значения» на фоне низких средних доходов по сравнению с остальными регионами. И тут
либо можно говорить о весьма значительной доле теневой экономики, либо процесс социального расслоения в области уже превышает все мыслимые параметры
— То есть деньги есть, но не для всех?
— Очень не для всех.
— Вернемся к кланам. Кто-нибудь когда-нибудь пробовал эту систему ломать или всех все устраивает и пусть продолжается как есть?
— Трайбализм у нас был, есть и будет.
Это вообще часть, как принято теперь говорить, нашего культурного кода
Это явление было до революции, это было в советское время, и сейчас он никуда не делся, хотя зачастую выражается не в таких уж и страшных формах, как их малюют. Это может быть просто увлечение собственной историей, культурой и традициями, хотя выступает и как фактор консолидации, проявляющийся в политике и кадровой работе. На республиканском уровне может быть не так заметно, но на местах присутствует везде. И
именно это одна из главных причин, почему республика не перешла к выборам акимов
Все-таки руководитель такого уровня должен быть проводником единой политики центра, а акимы могут и будут на этих выборах пользоваться поддержкой родовой знати.
Возможны ли в Казахстане прямые выборы акимов?
А победив, начнут соблюдать в первую очередь интересы именно этой знати, а не центра.
Это прямой путь к феодализму и сепаратизму
Иногда с этим стараются бороться разными методами, например — пытаясь не давать сильно сращиваться пришедшим акимам с местными элитами (в частности, по родовому принципу). Но официально это явление не признано и проблему не принято много обсуждать вслух.
Кульгинов «выжил» на посту акима после земельных митингов не случайно – Ашимбаев
Но нужно помнить, что о казахском трайбализме и его противостоянии с чем бы то ни было появилось много мифов. И понять, где кончается миф и начинается реальность, очень сложно.
Государство само запуталось в этих делах и старается тему сильно не бередить
— Вернемся к персоналиям. Чем запомнился предыдущий аким Шымкента?
— Габидулла Абдрахимов
долгое время двигался по карьерной лестнице в команде Заутбека Турисбекова
Болашаковец, дважды руководил агентством по делам государственной службы. Затем из команды Турисбекова перешел в команду Карима Масимова, работал в правительстве, занимал пост руководителя аппарата правительства. Потом вместе с ним перешел в администрацию президента, где курировал региональные вопросы. Когда Масимов вернулся в правительство, а в администрации его сменил Нурлан Нигматулин,
Абдрахимов попытался сохранить свой пост, хотя было очевидно, что в новую команду он не вписывается
В результате начался конфликт. Появились претензии к его работе, причем где они были реальные, а где надуманные — вопрос дискуссионный. Но число их оказалось немалым, где-то мелькали какие-то компроматные досье. В итоге Габидулла Абдрахимов (который, по всей видимости, планировал стать акимом Южно-Казахстанской области) оказался в Шымкенте, но не губернатором, а мэром (то есть главой не области, а города — прим.).
Такие кадровые провалы во всей истории бывали очень редко
Чтобы из заместителей руководителя администрации президента попасть в акимы областного центра — нужно было очень сильно постараться.
Шымкентские чиновники массово публикуют селфи из автобусов
Какое-то время Абдрахимов «зализывал раны», а затем начал достаточно активно работать на новом посту. Выступил с массой инициатив, где-то даже перебарщивая с самопиаром. Но не утонул, как многие предполагали, и
сделал пост акима Шымкента этаким «информационным брендом»
При всем при этом оценить реальную работу в городе сложно как раз из-за слишком большого пиара. Да и проработал он акимом всего около 2 лет.
— Разве 2 года — это недостаточный срок для оценки работы?
— В принципе да. Тот же Байбек в Алматы довольно серьезно развернулся за такое же время, а есть люди, которые и за пять лет ничего сделать не в состоянии. Но если работу Байбека мы, алматинцы, видим своими глазами и можем оценить, то работу Абдрахимова в Шымкенте лучше всего видно самим горожанам — они пусть и решают. В Шымкенте я бывал давно и сравнить динамику не могу.
— А что можно рассказать о новом акиме Шымкента Нурлане Сауранбаеве? Насколько гладко или, наоборот, прерывисто складывалась его предыдущая карьера?
— Нурлан Сауранбаев, несмотря на сравнительно молодой возраст, имеет богатую трудовую биографию.
Его отец в советское время был руководителем районного уровня в Джамбульской области,
имел хорошие результаты и достижения, но пострадал при Колбине.
Сам Нурлан Сауранбаев работал в бизнесе, в какой-то момент был привлечен в квазигосударственый сектор, занимал руководящие посты в системе КТЖ, на Атырауском НПЗ и в КМГ. Три года руководил сервисной компанией «ТенизСервис», затем несколько лет курировал в центральном аппарате «КазМунайГаза» такие ключевые вопросы как транспортировка нефти и сервисные проекты. Оттуда перешел в «Самрук-Казына», некоторое время был советником Тимура Кулибаева, затем управляющим директором фонда, курировал в целом работу КМГ.
За относительно короткое время стал одной из влиятельных фигур в отечественном топливно-энергетическом комплексе
Проявив себя в этой сфере, в начале двухтысячных был приглашен в министерство индустрии и новых технологий замом к Асету Исекешеву. МИНТ, как помните, тогда создали специально для реализации первой пятилетки ГПФИИР и сконцентрировали в ведомстве достаточно большие полномочия и в промышленности, и в привлечении инвестиций, и во многом другом. Новый вице-министр курировал вопросы геологии, недропользования и туризма, принимал активное участие в модернизации законодательной базы.
Цены на бензин зависят только от аппетитов продавцов — эксперт
Тогда как раз провели мониторинг реализации недропользователями своих контрактов, в ходе которых было выявлено, что довольно много контрактов фактически недействующие. То есть
многие компании, получив месторождения на каких-либо условиях, уклонялись от выполнения прописанных там обязательств
Такие контракты после мониторинга оказались расторгнуты, что естественно вызвало недовольство некоторых бизнесменов. Затем была разработана новая нормативно-правовая база и в числе прочего создан новый закон о недропользовании. После зачистки недобросовестных игроков нужно было заново начинать процедуры предоставления лицензий на разработку недр.
Эти вопросы курировал как раз Сауранбаев. В целом была проведена большая и очень важная работа
Затем после реорганизации правительства, когда МИНТ стал МЭР, его назначили заместителем министром обороны (тут, кстати, нюанс: в правительственных министерствах — вице-министры, а в «президентских» — заместители министров). На новом посту он курировал вопросы оборонной промышленности. В этом кресле, в отличие от должности замминистра обороны по экономике и финансам, до него сидели, как правило, кадровые военные. Как известно,
в этой сфере было немало громких коррупционных скандалов. Нужно было наводить порядок
Ккак обычно, появилось немало недовольных, которые начали активно сопротивляться, в том числе выдвигая и различные встречные обвинения,
Счетный комитет знает всю правду, но сажать не может — Ашимбаев
но особо предъявить Сауранбаеву ничего не смогли. Поработав замом при двух министрах — Серике Ахметове и Имангали Тасмагамбетове — после очередной смены руководства Сауранбаев на какое то время ушел в тень, несколько месяцев работал в аппарате оргкомитета ЭКСПО.
— Скорее всего, на пост акима Шымкента Сауранбаева выдвинул сам глава ЮКО Жансеит Туймебаев. Хотя
перед этим была определенная борьба, желающих явно было много
Кто-то из команды бывшего акима хотел заполучить этот пост, еще кто-то из местной бизнес-элиты претендовал и так далее. Тем более, что аким Шымкента в системе региональной власти — один из самых ключевых постов.
Станет ли Шымкент городом республиканского значения?
Город большой и сложный, на посту его акима Жансеит Туймебаев хотел бы видеть достаточно компетентного и лояльного к нему человека, с опытом работы и
который не начал бы перетягивать канат на себя, как было во времена, когда акимом области был Атамкулов, а акимом города Абдрахимов
Жансеит Туймебаев долго проработал в центре и знает потенциал нового мэра, имеет представление о его профессиональных и личных способностях. Безусловно, назначение не у всех вызвало восторг,
Сауранбаев все-таки уроженец не ЮКО, а соседней Жамбылской области
Хотя регионы соседние и даже родственные (Жамбылская область в свое время была выделена из ЮКО и Алматинской области), но все-таки есть и чрезмерно помешанные на выдвижении именно земляков.
Сейчас многое зависит от самого Сауранбаева, от того, как он выстроит отношения с местной общественностью, элитами, бизнесом и так далее. Фронт работ в городе достаточно большой. Долгое время не решались слишком многие проблемы, причем на некоторые из них обращал внимание руководства области даже президент. Но спустя много лет эти вещи так и остались нерешенными.
Для такого проблемного города очень нужен антикризисный менеджер
— Сауранбаев именно такой?
— Именно такое впечатление он и производит, особенно если посмотреть на его работу ранее. Он может внимательно изучить ситуацию, выработать нужные методики, а потом спокойно, без скандалов и конфликтов, но жесткой рукой ее решить. При этом взаимодействуя со всеми ключевыми фигурами. Добавьте хороший опыт работы в различных командах, определенный опыт публичной политики.
Здесь следует понимать, что и сам
аким области Жансеит Туймебаев не работал в системе региональной экономики
Он долгое время делал карьеру в сфере науки и образования, трудился во внешнеполитической сфере, политический опыт у него очень большой, а регионального не было. Многие прочили такие карьеры его братьям (один брат был акимом района и начальником департамента АРЕМ, другой руководил региональными сетями КЕГОКа). Оба, к сожалению, достаточно рано ушли из жизни. Сам Туймебаев сейчас только формирует команду и к некоторым вещам подходит очень осмотрительно и осторожно.
Он не сторонник резких действий, и если проводит кадровые замены, то достаточно вдумчиво
По крайней мере, за первый период работы в регионе он дров не наломал.