Законодательные поправки позволят оптимизировать процедуру реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Казахстане.
Об этом 7 ноября в ходе заседания правительства под председательством премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева доложил министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов.
Как отметил Глава государства в своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», ГЧП должно стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной.
В августе в Парламент РК внесен законопроект по дальнейшему совершенствованию и упрощению механизмов ГЧП. Данный законопроект одобрен Мажилисом и в настоящее время находится на рассмотрении в Сенате Парламента. Законопроект направлен на оптимизацию процедур путем исключения ряда этапов разработки и утверждения проектов, что даст возможность сократить сроки согласования и экспертизы проектов ГЧП с нынешних семи месяцев до трех месяцев.
Кроме того, в проекте закона предусматривается предоставление гарантии потребления на три и более лет, что позволит инвесторам планировать долгосрочное капиталовложение.
В целом, к ранее разработанным 10 типовым проектам, дополнительно разработаны четыре проекта по новым видам контрактов: сервисное обслуживание автомобильных дорог, лизинг медицинского оборудования, доверительное управление поликлиники, сервисное обслуживание школ. Регионы могут теперь применить указанную документацию, как образец, что позволит им оптимизировать сроки разработки конкурсной документации и договоров.
Помимо этого началось внедрение программного ГЧП. Теперь отраслевой госорган может через государственные программы установить особые процедуры планирования стандартизированных проектов ГЧП с учетом специфики отрасли. Данный механизм дает возможность установить более сокращенные сроки планирования, без необходимости прохождения экспертиз, предусмотренных в общеустановленном порядке.
В мае запущена Единая база проектов ГЧП для инвесторов, которая дает возможность тиражировать опыт успешно реализованных проектов по всей республике. В текущем году наблюдается значительный прогресс по заключенным договорам. Вместе с тем, для дальнейшей активизации рынка ГЧП ведется разработка пилотных отраслей для реализации «Программного ГЧП»: в сфере здравоохранения с учетом наличия объектов для передачи в доверительное управление и готовой проектно-сметной документации по новым объектам в рамках Госпрограммы «Денсаулық» на 2016–2019 годы, а также в области образования с учетом прорабатываемого вопроса по внедрению «подушевого финансирования» в сфере среднего образования в рамках Госпрограммы развития образования и науки на 2016–2019 годы.
На сегодняшний день в республике заключено 116 договоров ГЧП на общую сумму 139,5 млрд тенге. Введено в эксплуатацию 53 объекта на сумму 70 млрд тенге, на стадии строительства находятся еще 63 объекта на сумму 69,5 млрд тенге. Среди них 45 объектов образования, 27 здравоохранения, 17 объектов культуры и спорта, 7 сервисно-заготовительных центров, 3 республиканских проекта в сфере «умный город», энергетики и пассажирских перевозок.
Лидерами по количеству заключенных договоров являются Карагандинская, Костанайская и Южно-Казахстанская области. При этом лидерами по объемам инвестиции (по стоимости проектов) являются Актюбинская область и город Астана.
Дополнительно, согласно отчетам госорганов, на различных стадиях готовности находятся еще 431 проект на общую сумму 1,7 трлн тенге. В их числе на республиканском уровне прорабатываются 15 проектов, на местном уровне готовятся 416 региональных проектов на 760,6 млрд тенге.
В ходе заседания с докладами о промежуточных итогах проделанной работы также выступили министр здравоохранения Елжан Биртанов, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов, председатель Национального банка РК Данияр Акишев, аким Карагандинской области Ерлан Кошанов, аким Западно-Казахстанской области Алтай Кульгинов, заместитель Премьер-Министра Ерболат Досаев.
По итогам рассмотрения вопроса Бакытжан Сагинтаев поручил министерству национальной экономики проработать критерии отбора проектов, отрегулировать все организационные моменты. К концу года необходимо достичь указанных индикаторов по всем направлениям, по всем областям и министерствам.