С мая по сентябрь Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции с вовлечением представителей общественности проведен гражданский контроль за качеством оказания государственных услуг методом «Тайный покупатель».
По данным пресс-службы агентства, за период проекта осуществлено 718 визитов в различные организации, оказывающие государственные услуги, в том числе филиалы госкорпорации «Правительство для граждан».
По итогам выявлено 758 фактов нарушений:
— наличие «помогаек», оказывающих за незаконное вознаграждение посреднические услуги (к примеру, в ВКО «помогайки» за определенную сумму содействовали в получении «зеркальных номеров» и проводили ускоренную регистрацию автотранспорта);
— большие очереди, административные барьеры (к примеру, бюрократические процедуры, неэффективный менеджмент и слабая организация бизнес-процессов создавали условия для очередей, появления посредников и необоснованного затягивания сроков);
— несоблюдение графика работы (к примеру, сотрудниками Управления административной полиции по Атырауской области осмотр транспортных средств проводился только до 12.00 вместо 18.30);
— факты некорректных консультаций, размещения недостоверных сведений о порядке оказания госуслуг, неоснащенности залов ожидания, отсутствия пандусов и др. (к примеру, сотрудники отдела занятости и соцпрограмм Уральска не владели информацией об услуге «Выдача удостоверения реабилитированному лицу», оказываемой данным отделом. Заместитель руководителя этого отдела направил услугополучателя в органы внутренних дел и прокуратуру за получением услуги).
Агентством были направлены рекомендации по устранению выявленных недостатков. В результате приведены в соответствие графики работы услугодателей, устранены нарушения по истребованию излишних документов, не предусмотренных стандартами, а также в целях исключения коррупционных рисков ограничен доступ граждан к сотрудникам административной полиции.
Также в отдельных зданиях услугодателей произведен капитальный ремонт, размещены информационные стенды, установлены пандусы, созданы детские уголки, а также предусмотрена автостоянка (УАП Атырау, УГД Астана), проведена укладка асфальтового покрытия.
Кроме того, департаментами агентства проведены 137 разъяснительных семинар-совещаний по соблюдению стандартов и трудовой дисциплины, 21 лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
На сегодня 387 (или 53,5%) услуг оказываются на альтернативной основе через госкорпорацию и услугодателя. При этом наблюдается большое количество обращений (17 млн за 1 полугодие 2017 года) непосредственно к услугодателю по услугам, которые могли бы быть оказаны через веб-портал «электронного правительства» и (или) госкорпорацию.
В этой связи агентством для исключения административных барьеров и коррупционных рисков с октября совместно с государственными органами и госкорпорацией «Правительство для граждан» реализуется новый формат проекта «ЦОН – легкие государственные услуги», направленный на оптимизацию бизнес-процессов с выездными совещаниями в места оказания госуслуг и популяризации получения услуг по принципу «одного окна».