Положительный эффект от реформы будет заметен только через 2-3 года, а вот негативные моменты проявятся сразу.
С 2018 года местное самоуправление в селах численностью населения свыше 2 тыс. человек получит свой бюджет. Это станет четвертым уровнем государственного бюджета. По мнению политолога Султанбека Султангалиева, эффект от такого решения будет положительным.
— Теперь самими местными властями будет решаться целый круг локальных проблем. И самое главное, население теперь сможет требовать и добиваться от акимов сельских округов определенных шагов по исправлению имеющихся недостатков,
а последним уже не удастся отсидеться за привычной защитной аргументацией, что денег нет и аким ничего сделать не может,
— отмечает политолог.
По его словам, наиболее актуальными вопросами, которыми смогут заняться акимы, получив в распоряжение средства, это:
— То есть
деньги требуются на неотъемлемые текущие нужды, которые остро ощущаются местными жителями, но не видны из областного центра
или представляются региональным властям проблемами третьестепенной важности, — говорит Султангалиев.
Политолог отмечает, что при внедрении этого решения замечательным примером для Казахстана может послужить административная реформа 1982-1983 годов во Франции, в результате которой произошел коренной передел полномочий между государством в лице центральной исполнительной власти и местным территориальным сообществом. А авторитет и значение местных органов самоуправления неизмеримо выросли.
— Анализ итогов данной реформы говорит о том, что изменения пошли на пользу и государству, и французскому обществу, — подчеркивает Султангалиев.
Он не сомневается: данная инициатива сможет улучшить инфраструктуру села, решить пусть маленькие, но насущные конкретные проблемы сельской местности и тем самым в определенной степени облегчить непростую жизнь людям.
— А
возрождение села — это огромная комплексная проблема и открытием дополнительной бюджетной линии эти проблемы решить невозможно
Огромным шагом вперед было бы функционирование сельскохозяйственных кооперативов, но совершенно не в таком виде, в котором они создаются сейчас: административно-командными методами, без отработанной и налаженной системы сбыта и реализации произведенной сельхозпродукции. Проект сельскохозяйственных кооперативов в существующем формате неизбежно обречен на провал, — выражает он свое мнение.
Политолог Марат Шибутов считает, что эффективность данной государственной инициативы будет зависеть как от самих сел, так и от местного сообщества.
— Где было хорошо, там будет еще лучше. А где было плохо — будет гораздо хуже
Если раньше финансирование было усреднено и его выравнивал аким района, то теперь все будет зависеть от локальных руководителей, а значит не факт, что будет все получаться. Причем зависеть все будет не только от акима, но и от его бухгалтера, и представителей комитета местного
самоуправления, — считает он.
По мнению Шибутова, за основу данной реформы был взят польский опыт.
— Но мы не поляки, поэтому посмотрим, как это все получится. Я полагаю, в первый год внедрения этой реформы «оголятся» слабые места, а сильные места станут заметны лишь по прошествии 2-3 лет ее функционирования. Слабые места — это
И это будет массовым явлением — они же впервые будут с бюджетом связываться. Сильными моментами этой реформы станет то, что бюджет теперь не будет «растаскиваться» по всему району, средства будут направляться точечно — на ремонт дорог, школ, тогда и результаты будут видны, — говорит он.
Султанбек Султангалиев также считает, что коррупция не замедлит коснуться «четвертого уровня госбюджета».
— Ну как же без коррупции?
Коррупция — это повивальная бабка казахстанской бюрократии. Конечно, хищения бюджетных средств неизбежны, но к данному обстоятельству лично я отношусь спокойно
То есть
Национальное бюро по противодействию коррупции вкупе с органами КНБ и прокуратуры смогут успешно провести селекционную работу по «прополке» коррупционных сорняков
на нижних звеньях исполнительной власти. Это уже будет определенной гарантией того, что часть сорняков не пойдет в рост в дальнейшем, — заключает он.