Еще одна уят-статуя вызвала удивление казахстанцев. Не много ли уята стало в стране? Откуда он берется? И откуда берутся уятмены? Об этом — наш разговор с психиатром.
Очередная статуя взбудоражила блюстителей нравственности, на этот раз в Костанае. Скульптура установлена во дворе дома по улице Баймагамбетова. Обнаженная женщина-кошка, выполненная из бетона, гордо возносит над головой чашу, в которой будут расти цветы. Как оказалось, этот шедевр – творение скульптора Юрия Ковальчука, а идею он позаимствовал у известного российского коллеги Владимира Колесникова. В принципе, на скульптуру жильцы дома не жалуются и относятся к ней скорее с юмором. А больше всего их заботит вопрос: если это все-таки женщина, почему у нее кошачья голова, а если это кошка, почему у нее женская грудь, а не шесть? Однако похоже, что ответ на этот вопрос не знает и сам автор скульптуры.
Но в соцсетях есть и критики. Все ждут появления Уятмена. Как бы то ни было, тема уята в Казахстане сейчас всплывает все чаще. Почему?
Чем же вызван столь нездоровый интерес к «обнаженке» в элементах каменных скульптур? Может это обычное ханжество и желание как-то отметиться в социальных сетях? Или действительно определенных людей так заботят вопросы нравственности, что они видят угрозу даже в каменном изваянии?
По мнению Галии Кудьяровой, профессора кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии КазНМУ им. Асфендиярова, какой-то психической патологии здесь искать не надо.
Скорее всего, большую роль здесь играет обычный примитивизм и отсутствие должной культуры
— Я знавала немало людей с низким интеллектом (хотя формально и имеющих высшее образование), считающих себя верующими, – говорит Галия Махметовна. – Но как правило, истиной веры у них в душе нет, а потому вся их религиозность проявляется только в выборе одежды, тщательно скрывающей фигуру и лицо. Я думаю, что люди именно такого склада усматривают в каменных изваяниях непристойности и закрывают их тканью, якобы руководствуясь принципами морали. Хотя
на самом деле это просто примитивизм, инфантильность и внушаемость. Им сказали, что обнаженная скульптура – это плохо, они и поверили
Второй момент – отсутствие культуры. Если они никогда греческую мифологию не читали и не были в Эрмитаже, о чем могут знать? В итоге от недостатка образования и культуры у таких людей возникает единственная мысль – скульптура голая, значит ее надо прикрыть. То есть проявляется такой налет примитивного исламизма. Но вообще, каменное изваяние у нормального человека сексуальных фантазий и ассоциаций вызывать не должно. Взять те же скульптуры древней Греции или Рима. Некоторые на них смотреть стесняются, так как прежде всего видят в них эротику. Другие смотрят с восторгом, видя в них произведение искусства. Ведь недаром
во время революции 1917 года, когда матросов подняли на восстание, они в первую очередь стали сносить дворцы и уничтожать предметы искусства
Потому что верили пропаганде, трактуя ее на свой лад, и просто не понимали, что уничтожают наследие мировой истории. Наверное, этот пример применим и к современным поборникам морали, борющимися с каменными статуями.
Возможно, кто-то не согласится с мнением психиатра. Таким читателям мы предлагаем ознакомиться с наиболее известными уят-статуями Казахстана — врага, так сказать, надо знать в лицо. Ну или использовать наши подсказки как туристический маршрут.
Зато фигура волчицы, установленная в Актобе, таких вопросов не вызывает. У нее, как и положено, три пары грудей. Причем выполненных довольно реалистично, что не может не беспокоить поборников высокой морали.
Изрядно повеселила алматинцев стела, установленная на месте бывшего трамвайного депо. Точнее, та ее часть, где художник изобразил то ли кобыз, то ли казан, весьма напоминающий своим видом мужское достоинство. Любопытно, что эта стела в лежачем состоянии некоторое время находилась в Астане, но никого не возбудила. А вот в вертикальном положении в Алматы она сразу же обрадовала горожан. В Facebook некоторые комментаторы предположили, что сооружение представляет собой «громкий ответ городских властей тем горожанам, кто был не согласен с тем, что убрали трамвайные пути в городе» или же это «ритуальная стела для тех, кто не может завести детей».
В итоге «спорную» часть стелы сначала закрыли «антиуятным» платком, а затем и вовсе закрасили.
В Актобе существует не менее одиозный монумент, изображающий мужчину, сжимающего в руках непонятный предмет, в котором при желании можно разглядеть отнюдь не пиалу или юрту. Однако прикрывать его или закрашивать власти города похоже не собираются.
Возмущение поборников морали вызвала и неприличная, по их мнению, статуя, которая установлена в парке Астаны близ ТРЦ «Ханшатыр». Композиция изображает джигита и его спутницу, облаченных во влажную, прилипающую к телу одежду, сквозь которую «просвечивают» все женские прелести вплоть до сосков. Дошло до того, что один возмущенный откровенностью скульптуры казахстанец накрыл ее платком.
Та же участь постигла скульптуру матери с ребенком, установленную у «совминовской» поликлиники в Алматы. Неизвестный горожанин стыдливо прикрыл платком грудь женщины, изображенной в скульптурной композиции «Материнство». Непонятно лишь, почему его нравственность проснулась только сейчас. Ведь скульптура стоит там уже многие годы и никогда не вызывала к себе столь пристально интереса.
Женскими прелестями, выставленными напоказ, заинтересовались и блюстители морали в Актобе. Объектом их пристального внимания стала статуя, установленная на одной из городских площадей. Что примечательно, раньше на нее внимания никто не обращал, а повышенный интерес к ней возник лишь после бурного обсуждения столичной скульптуры. Как написала на своей странице в соцсетях одна из горожанок: «У нас тоже есть «неприличные» статуи, но никто, как в Астане, не прикроет их, бедных, платком. У девушки грудь выделяется под мокрым платьем и ягодицы отчетливо видны. Ай-яй-яй». Правда, дальше разговоров дело не пошло и скульптура по-прежнему стоит на своем месте.
Если следовать подобной логике, можно найти немало произведений искусства, способных шокировать подобных поборников морали. Взять для примера другую скульптуру, установленную в Актобе. Мало того, что в ней явно угадывается обнаженная женщина, так еще и поза навевает крамольные мысли о том, чем она в данный момент занимается.
А здесь явно требуется платок или баллончик с краской. Хотя головы как таковой и не наблюдается (но при желании и здесь можно найти фаллический символ), но груди-то на месте. И они явно ничем не прикрыты, что создает у определенных людей немалый простор для сексуальных фантазий.
А эту скульптуру можно вообще расценить как провокацию со стороны секс-меньшинств. Спереди этот мужчина ничем не выделяется, зато сзади отчетливо видны голый торс, а главное – накачанные ягодицы. Да и взгляд у него весьма подозрительный — если зрителю того хочется.