Не успел начаться отопительный сезон, как грянул первый скандал: население не может купить уголь для бытовых нужд. Беда пришла откуда не ждали: наибольший дефицит в Астане, которая снабжается всем в первую очередь, и Карагандинской области – угольном регионе, имеющим сразу несколько крупных месторождений.
По данным комитета по статистике, в январе-августе 2017 года в Казахстане было добыто 69 млн 984,2 тыс. тонн угля, что является максимальным показателем с 2014 года. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года производство выросло на 15,3%.
Рост объема производства в денежном выражении составил 38,8%. За 8 месяцев в Казахстане было добыто угля и лигнита на 178,8 млрд тенге. Данный показатель является рекордным, а его достижению в немалой степени способствовало не только увеличение добычи, но и рост мировых цен на уголь.
Вместе с производством растет и экспорт. В январе-июле 2017 года за рубеж было продано 15,4 тыс тонн угля и лигнита — это также максимальный показатель за последние 4 года. В денежном выражении объем продаж составил 281,5 млн долларов – в 2,1 раз больше показателей за аналогичный период 2016 года. Главными покупателями угля стали Россия и Украина – в эти страны экспортировано продукции на 200,7 млн долларов.
Кыргызстан намерен отказаться от импорта угля из Казахстана
Таким образом, по итогам января-июля внутри страны осталось три четверти от добытого за это время угля: на начало августа – около 46 тысяч тонн. Годом ранее этот показатель был менее 39,5 тыс. тонн. Но если 2016 год, как и предыдущие, обошелся без скандалов, то осень 2017 года подарила очередной энергетический казус.
На фоне дефицита казахстанцы готовы платить за уголь любые деньги. По данным energyprom.kz, тонна угля в конце сентября обходилась казахстанцам в среднем почти в 11 тыс. тг — это на 6,6% больше, чем в августе, и сразу на 18,9% больше, чем в сентябре 2016 года. Цена в Алматы незначительно снизилась, в Караганде осталась на прошлогоднем уровне, во всех остальных крупных городах выросла. Наибольший рост отмечен в Актобе – в 2,5 раза за тонну.
С чем связан рост цен, если угля на внутреннем рынке стало больше? В минэнерго еще 3 октября обвинили в этом перевозчиков и поставщиков.
Но посредники по пути угля от разреза до конечного потребителя появились не в 2017 году, а тарифные перевозки по данным АО «КТЖ – Грузовые перевозки» подорожали в среднем на 4%, что явно ниже общего показателя. Соответственно,
наибольшую выгоду извлекли продавцы, которые воспользовались ажиотажем, подняв расценки
В условиях дефицита население согласно и на это, лишь бы не замерзнуть.
В образовании очередей за углем обвили, кажется, всех:
Контролирующие органы в лице местных исполнительных органов и министерства энергетики оказались в этой цепочке последними.
Высокие цены на уголь объяснили в минэнерго
10 октября премьер-министр Бакытжан Сагинтаев напомнил, что ранее и министерство, и акиматы докладывали о стопроцентной готовности к отопительному периоду.
«В итоге угля не хватает. Это есть ответственность или безответственность руководителей, которые отвечают за отопительный период. Аскар Узакпаевич (первый заместитель премьер-министра Аскар Мамин – прим. ред.), возьмите на контроль», — сообщил Сагинтаев.
В целом, ситуация напоминает происходящее с бензином: никто не виноват, каждый действует из лучших побуждений, все показатели растут. Но в сухом остатке остаются только очереди на заправках, завышенные цены и талоны на ГСМ, которые можно купить с рук. Но если с бензином так происходит каждую осень, то ситуация с углем для Казахстана в новинку. Отопительный сезон начинается со скандала.