Экономист Рахим Ошакбаев сделал простой расчет: сколько стоят Казахстану нарушения правил международной торговли со стороны Кыргызстана? Никакой политики, только цифры и правила ВТО.
Дословно:
Следуя обету воздержания от любых комментариев, кроме Атамбаева и кыргызско-казахстанских отношений, попробую использовать это исключение и упомянуть сегодняшний затор на крупнейшем КПП «Кордай», где сообщают о многокилометровых пробках и очередях по несколько часов.
Официальная причина — проведение «плановой операции по всему периметру государственной границы, в том числе на казахстанско-кыргызстанском участке… для пресечения противоправной деятельности в пограничном пространстве… с усилением досмотра людей и грузов».
Конечно, очень жалко, что в результате страдают простые люди и предприниматели, вынужденные часами стоять на границе. Многие в комментариях считают, что это ответная реакция Казахстана на демарш Атамбаева.
Вместе с тем, эта малоприятная операция помимо официальных целей может также наглядно продемонстрировать наличие серьезных экономических издержек у немотивированного конфронтационного поведения в наш адрес со стороны руководства братского кыргызского народа.
Было бы интересно гипотетически оценить, если вдруг конфронтационная линия усилится (что крайне нежелательно!), какие есть взаимные инструменты у наших стран для такого вынужденного «обмена экономическими ударами» и, так сказать, принуждения друг друга к снятию напряженности?
Со стороны Казахстана – это конечно же ограничения на ввоз товаров с территории Кыргызстана по причине наличия «серых схем» завоза товаров из КНР в Кыргызстан по заниженной стоимости с последующим реэкспортом в РК и РФ. Это актуальная проблема, которая была очевидна еще при вступлении Кыргызстана в ЕАЭС и которую до сих пор, как я понимаю, не решили.
Еще в далеком 2015 году я комментировал этот аспект как один из основных рисков членства Кыргызстана в ЕАЭС. Приведу пару ссылок:
Если попробовать наспех актуализировать доступные данные по текущему масштабу проблемы, можно увидеть, что
идет заметное увеличение транзита товаров из КНР через Кыргызскую Республику
В 2017 году рост транзита составил 143% от показателей 2015 года. При этом импорт китайских товаров в Казахстан сократился практически пропорционально увеличению транзита китайских товаров в Кыргызскую Республику.
Если же делать сопоставление индексов таможенной стоимости товаров при растаможке у нас и в Кыргызстане, то видно, что таможенная стоимость у наших соседей зачастую ниже той, которая принимается таможенными органами у нас. В некоторых случаях разница достигает 70% (!) от таможенной стоимости, заявляемой на наших таможнях.
Если попытаться примерно оценить предполагаемые потери общего бюджета таможенных платежей государств–членов ЕАЭС из-за занижения таможенной стоимости в Кыргызстане, то по нашей (Центра прикладных исследований «ТАЛАП») оценке, они могут составлять порядка $101,3 млн в год.
Доля Казахстана в «общем котле» сборов — 7,11%, значит наши потери могут составлять где-то — $7,2 млн. Плюс недополученный нами НДС на импорт за счет оттягивания у нас Кыргызстаном растаможки китайских товаров своими «серыми схемами» может составлять порядка $155,8 млн.
Атамбаев. Проигравший может потерять все
Итого, наше «дружеское закрытие глаз» на серые схемы растаможки в Кыргызстане может стоить нашему бюджету $163 млн в год, не говоря уже о том, что дешевые китайские товары, проникающие к нам через территорию Кыргыстана, серьезно подрывают конкурентоспособность производства аналогичных товаров у нас.
Такую сумму, полагаю, можно потенциально обосновать и предъявить как ущерб от нелегальных таможенных практик, и это может стать достаточным обоснованием для введения специальных защитных мер (safeguard measures) в соответствии с Соглашением о защитных мерах ВТО».
Источник: Rakhim Oshakbayev