Почему гендерная политика, проводимая государством, не способствует укреплению семей.
Несмотря на предпринимаемые государством меры по комплексной поддержке семьи,
в Казахстане распадается каждый третий брак. Увеличилась и доля разводов
супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Эти данные озвучила заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК Елена Тарасенко в ходе II Республиканского форума отцов в Алматы.
По ее мнению, главная причина кроется в том, что у нас недостаточно развиты профилактические меры, а работа с семьей проводится в основном по факту наступления трудной жизненной ситуации. С этим согласна и Зульфия Байсакова, директор КГУ «Кризисный центр для жертв бытового насилия в городе Алматы».
— Это происходит потому, что у нас есть концепция гендерной политики и стратегия ее развития, но мы не рассматриваем вторую сторону решения этого вопроса и не создаем инфраструктуру по поддержке семьи, – считает Зульфия Мухамедбековна. – Мы
стараемся создать или возродить какие-то философские принципы, хотя упор надо делать на практическую часть
Например, женщине необходима юридическая консультация, но она не знает, как ее получить. У нас есть закон о бесплатной юридической помощи, Но чтобы получить ее, должны быть соблюдены определенные условия. И государство оплачивает услуги юриста только за 1 час работы. Остальное женщина должна оплачивать сама. А ведь нередко
бывает, что человеку достаточно проконсультироваться у юриста, таким образом он сможет изменить свое отношение к членам семьи,
по-другому выстраивать с ними отношения, не доводя дело до развода.
То же, по мнению мой собеседницы, касается психологических консультаций, которые в основном можно получить лишь на платной основе. В современных условиях жизни мы все находимся в стрессовом состоянии. И
зачастую неумение управлять своей агрессией приводит к тому, что человек выплескивает ее на близких людей,
которые как бы привыкли это терпеть. Но это длится только до определенного момента. Поэтому нужно создавать бесплатный доступ к психологической помощи, чтобы человек мог научиться управлять своими чувствами и эмоциями, не разрушая при этом семью.
Кроме того, нужно более активно распространять информацию о бесплатных услугах, предоставляемых государством. Уделять больше внимания профилактике бытового насилия, формируя к нему нулевую терпимость у всего населения страны, а также создавать в Казахстане ответственное родительство.
— Как мы воспитываем своих детей? – задается вопросом моя собеседница. – Мы либо делаем это по наитию, либо следуем культуре семейных ценностей, которые были в нашей семье. И
довольно часто причиной разводов является то, что один из родителей не может выполнить свою функцию родительства
Дети становятся предметом раздора. Когда раньше в одной семье проживало несколько поколений, у стариков учились взаимоотношениям молодых и воспитанию детей, то браки распадались гораздо реже. Сейчас же родители и дети в основном живут отдельно. Это является одной из причин, что мы не передаем семейные ценности. Мы не воспитываем у молодого поколения умение уважать друг друга, вести согласительную политику с чем-то. А когда вместе проживает несколько поколений, как в сельской местности, там и разводов меньше.
Конечно, меры, принимаемые в рамках гендерной политики, направленной на равенство полов, преследуют исключительно благие цели. Но готово ли к этому само наше общество?
По словам Айгуль Садыковой, аналитического психолога, она пока не наблюдает, чтобы в мужском сознании вопрос гендерного равноправия как-то вписался в картину мира. И в отличии от женщин, мировоззренческий аспект сильного пола каким был, таким и остался. Отсюда и увеличение числа семейных конфликтов и разводов.
— На мой взгляд, государство у нас все же патриархальное. Как с точки зрения управления страной, так и с точки зрения ментальности, – говорит Айгуль Жасулановна. – Поэтому
то, что сейчас пытаются внедрить в жизнь, не все мужчины способны осознать и принять
А вот женщины, особенно хорошо образованные и культурно воспитанные, очень быстро впитывают этот гендерный аспект. То есть женщина стала более свободной и самостоятельной, а мужчина к этому не может привыкнуть. На мой взгляд, это очень серьезное противоречие. Мужчина растерян. Он не готов к тому, что женщина вдруг меняет свое поведение и не хочет терпеть определенные вещи, которые раньше воспринимала как само собой разумеющееся. Особенно если этот
мужчина вырос в патриархальной семье и строил взаимоотношения с женой на примере собственных отца и матери
Женщина же, наоборот, понимает, что может быть более свободной, самодостаточной, начинает оборачиваться по сторонам и видеть, что жизнь проходит мимо. Соответственно, она начинает менять и отношение к мужу. Особенно если эмоционального контакта с супругом уже нет, а брак держится лишь на детях. Соответственно, женщина ищет отдушину в чем-то другом. Не обязательно в ином мужчине. Кто-то начинает успешную карьеру, кто-то второе образование получает, а кто-то решает свой бизнес открыть.
У мужчины при этом появляется страх измены, потери семейных ценностей, он начинает давить на жену
В итоге неизбежно возникают конфликты, зачастую заканчивающиеся тем, что даже будучи в зрелом возрасте женщина уже не боится подавать на развод.
На мой взгляд, это и есть один из главных факторов увеличения количества разводов в последнее время. И наверное, поэтому в городах их уровень гораздо больше, чем в селах. Ведь там до сих пор главную роль играет не гендерное равенство, а
пресловутый уят, который в основном и управляет жизнью семьи
Как отметила Айгуль Садыкова, основываясь на своей психологической практике, все вышесказанное в равной степени относится и к казахским, и к русским семьям. А вот у национальных диаспор ситуация совершенно иная.
— Там, конечно, разводов намного меньше. Хотя они тоже есть, – говорит психолог. – Прежде всего дело здесь в воспитании. Человеком всегда управляют его ценности, которые в первую очередь закладываются в семье. А в культурных традициях малых народов культ семьи очень сильный,
женщины может быть даже сознательно подавляют какие-то свои чувства или эмоции,
вступающие в противоречие с этими ценностями. То есть они вынуждены приспосабливаться и терпеть, потому что получили соответствующие воспитание, где прежде всего почитают традиции и родственные связи.
С ее мнением согласна и Зульфия Байсакова:
— У различных национальных диаспор гораздо меньше разводов, потому что это малая этническая группа, – считает Зульфия Мухамедбековна. – Они стараются женить своих детей на представителях этой же этнической группы, потому что
для них очень важно сохранить свою самобытность, свою этническую принадлежность
Поэтому они, как правило, «не выносят сор из избы» и регулируют все конфликты и споры на уровне совета старейшин.