Минсельхоз России намерен добиться ограничения на импорт сахара из Казахстана и Беларуси. Об этом глава ведомства Александр Ткачев сообщил Владимиру Путину. Главный аргумент – необходимость защиты российских производителей.
13 октября в ходе совещания по вопросам развития сельского хозяйства Александр Ткачев доложил Владимиру Путину в том числе и о ситуации в сахарной отрасли. В целом ситуация хорошая: экспорт сахара по итогам 7 месяцев 2017 года из России вырос в 52 раза, урожай сахарной свеклы бьет рекорды, что дает возможность для наращивания производства. Но есть и негативные моменты.
«В то же время некоторые наши партнеры по ЕАЭС —
Казахстан и Беларусь — беспошлинно завозят импортный сахар-сырец для дальнейшей переработки и недобросовестно конкурируют на нашем рынке
готовой продукции. То есть они изготавливают кондитерские изделия, сладкие безалкогольные напитки, что, естественно, подрывает маржинальность нашей сахарной отрасли. То есть я говорю о том, что Беларусь и Казахстан завозят на свои рынки сахар-сырец, и конечно, это во многом давит на нашу цену», — заявил глава ведомства.
По словам Ткачева,
из-за действий Казахстана и Беларуси цена на сахар в России снизилась почти в 2 раза
«Завозят в свои страны беспошлинный сахар-сырец – у них получается дешевый сахар, они сбрасывают нам подешевле, а на собственном рынке цену держат повыше. Конечно, происходит обрушение цены, наша промышленность, целая отрасль недополучает огромные средства. Это заводы, люди, целые поселки сахарного завода, которые были созданы еще в советское время. Понятно, что убытки составляют десятки миллиардов рублей», — сообщил Ткачев.
«Очень надеюсь, 25 октября на встрече этот вопрос мы будем регулировать. Я недавно встречался в том числе с министрами и надеюсь, что они меня услышали», — подытожил глава Минсельхоза РФ.
Минсельхоз озвучивает свою инициативу не впервые: в середине сентября ведомство обратилось в Минэкономразвития РФ с предложением инициировать на рассмотрение Евразийской экономической комиссии ряд инициатив. Одна из них касается законности беспошлинного ввоза в Россию сахара из Казахстана и Беларуси. В частности, Казахстан имеет эту возможность из-за того, что сырья, производимого на территории республики, не хватает для обеспечения сахаром внутреннего рынка. Поэтому республика может его завозить без уплаты пошлин, но только в тех объемах, которые необходимы для себя.
Россия хочет запретить Казахстану покупать сахар на стороне
Главным поставщиком сырца в 2016 году в Казахстан была Бразилия, откуда поступало три четверти продукции. В 2017 году доля южноамериканской страны снизилась до 40%, зато Россия с ходу заняла 36,6% рынка. Но видимо, поглощение казахстанского рынка идет не так стремительно, как хотелось бы. В связи с этим Минсельхоз попросил «предложить» Казахстану и Беларуси отказаться от импорта сахара-сырца из дальнего зарубежья и для дальнейшей переработки закупать его в России.
Таким образом, по задумкам Минсельхоза, российские производители получат двойную выгоду: увеличат экспорт сырца на рынки ЕАЭС и избавятся от конкурентов на внутреннем рынке, что позволит им поднять цены.
В Беларуси с доводами главы российского ведомства не согласны. В интервью Belta.by председатель наблюдательного совета Слуцкого сахарорафинадного комбината Осип Дапиро сообщил, что производителям невыгодно продавать в Россию сахар, выработанный из беспошлинного сырья.
«Беларусь имеет право беспошлинного ввоза сахара-сырца для переработки и последующего вывоза полученного из него белого сахара-песка только в страны, которые не входят в ЕАЭС. Этот сахар поставляется, например, в Азербайджан, Грузию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину. Если поставлять выработанный из этого сырья сахар в страны ЕАЭС, нужно платить довольно высокие таможенные пошлины, что невыгодно производителям. Поэтому такие поставки и не осуществляются, а в страны ЕАЭС поставляется свекловичный сахар», — сообщил Дапиро.
Удивлен он и претензиям на счет демпинга цен: по его словам, это невозможно из-за самих условий торговли.
«Продукция сахарных заводов Беларуси, которая поставляется на экспорт в Россию, идет только через находящуюся в Москве Белорусскую сахарную компанию. Компания имеет соглашение с Союзом сахаропроизводителей России, согласно которому белорусский сахар не может продаваться на российском рынке дешевле местного. О каком демпинге можно вести речь при таких условиях?», — удивлен председатель наблюдательного совета комбината.
Российские производители с позицией Ткачева согласны. Гендиректор агрохолдинга «Русагро» Максим Басин считает, что таким образом возможно создание на рынке здоровой конкуренции.
«Я считаю, если мы хотим, чтобы экономическая стоимость создавалась эффективно, необходимо поддерживать конкуренцию. И конкуренция должна быть справедливой, а все участники экономического пространства должны находиться в одинаковых условиях. Именно поэтому мы считаем, что условия по субсидированию заводов должны быть выровнены – это в первую очередь касается Беларуси. Также должны быть выровнены условия по импорту и белого сахара, и сахара-сырца. В принципе, это произойдёт естественно, если не будет каких-то изменений по Казахстану — там в 2019 году заканчивается срок», — сказал Басов.
В противоположном ключе высказался в сентябре замглавы Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Андрей Цыганов, который заявил, что нормализовать ситуацию можно иными методами.
«Рынок нужно санировать. Мы, естественно, всегда являемся сторонниками не запретительных, заградительных мер, а прямо противоположных: вместо того чтобы запрещать ввоз сахара, лучше стимулировать вывоз и санацию рынка за счет интервенций и формирования запасов», — сказал Цыганов.
Второе за месяц заявление Минсельхоза РФ связано во многом с перепроизводством сахара в России. В год россияне потребляют его 5,6-5,8 млн тонн, но благодаря высокому урожаю и росту производства в прошлом году из страны было экспортировано 350 тыс. тонн продукции. В этом году увеличить продажи за границу планируется вдвое, при этом потенциально они могут вырасти до 1 млн тонн.
По итогам 2016 года, главными покупателями российского сахара стали страны постсоветского пространства. Выйти на рынок Китая – крупнейшего импортера мира – сейчас крайне трудно. Пошлина на закуп первых 2 млн тонн сахара составляет 15%, остальных – 95%, хотя еще в 2016 году она составляла 50%. Импорт в Поднебесную в 2016 году официально составил 3 млн тонн, серые схемы дали стране еще до 1 млн тонн, собственное производство – 10,5 млн тонн. Повышение пошлины стимулировало активность контрабандистов и уже стоило борьбы между традиционными продавцами. Впервые выйти на рынок российского сахара в таких условиях практически невозможно.
Неудивительно, что Россия укрепляет свои позиции там, где может – сахар нужно продавать.
Поэтому Ткачев и пытается подключить тяжелую артиллерию в лице Путина
Отвоевать внутренний рынок в таких условиях выглядит логичным поступком: Казахстан за 7 месяцев продал в Россию 32 тысячи тонн сахара и кондитерских изделий, что почти на 62% выше показателей 2016 года. Но стоит помнить, что 32 тысячи тонн – это 0,5% от годового потребления России. Так что винить Казахстан, что он сбивает цены на внутреннем рынке почти вдвое, как минимум странно.