Чтобы не допустить слишком резкого падения, Национальный банк вынужден проводить валютные интервенции, хотя при свободно плавающем курсе они вроде не предполагаются.
В августе 2017 Нацбанк РК провел интервенцию на 70 млн долларов. С начала 2017 это была вторая, но на этом дело не закончилось. Как сообщила пресс-служба регулятора, валютные интервенции проводились и в первой неделе сентября 2017. Общие данные по итогам сентября пообещали опубликовать в начале октября.
негативное влияние оказали девальвационные ожидания, спровоцированные и подогреваемые заявлениями отдельных экспертов,
— заявили в ведомстве.
Эксперты Нацбанка прогнозируют, что курс доллара будет сохраняться на текущих уровнях, если «цены на нефть не снизятся ниже 50 долл. США за баррель, а курс российского рубля не превысит 59-60 рублей за доллар США.
— Более того, текущий уровень обменного курса является недооцененным по отношению к рублю, что создает предпосылки для его коррекции, — говорится в сообщении.
Портал Ranking отмечает, что тенге, укреплявшийся с ноября 2016 года, сменил тренд и
с июня текущего года находится в состоянии перманентного ослабления
Средневзвешенный обменный курс в августе 2017 составил 337,04 тенге за доллар США — это на 1,1% больше уровня на начало года.
При этом аналитики подчеркивают, что ослабление тенге летом 2017 происходило на фоне довольно активной торговли на валютном рынке KASE. С мая 2017 года среднемесячный объем торгов долларом США превышал соответствующий показатель 2016 года на 34%. А в 2016 резкая девальвация тенге формировалась на малых объемах торгов.
Эксперты считают, что «девальвационные ожидания питаются в основном спекуляциями самих участников рынка относительно будущего обменного курса». При этом объективные причины для резкого ухудшения ситуации не прослеживаются.
Экономист Рустем Жансеитов отмечает, что
последняя обвальная девальвация сильно подорвала доверие к национальной валюте
И чтобы доверие восстановилось, нужен определённый период времени в несколько лет без подобных потрясений, не допуская такие девальвации в дальнейшем.
Иначе панические настроения на валютном рынке будут постоянно будоражить экономику, не давая ей стабильно развиваться
— На низкое доверие к тенге явно указывает потеря прежнего паритета к российскому рублю и нефти. К тому же имеются большие подозрения о влиянии местных и зарубежных спекулянтов на валютной бирже, для которых собственная прибыль является главным мотивом деятельности. На экономику Казахстана им наплевать, — считает Жансеитов.
По мнению экономиста, нужно изучить механизмы их влияния и «выработать меры предотвращения или ослабления их деструктивной деятельности».
Кроме того, Жансеитов отмечает важность геополитических факторов.
— В краткосрочной перспективе курс тенге будет нестабилен. Но тенге может резко укрепиться,
если нефть будет продолжать расти в цене. И произойти это может довольно скоро, ибо для ослабления тенге предпосылок нет, — считает он.
На курс тенге по-прежнему больше всего влияют два основных фактора — курс рубля и цены на нефть. Избавиться от этих факторов в ближайшей и среднесрочной перспективе невозможно. Но Жансеитов полагает, что можно предпринять меры для снижения этой зависимости: развивать торговлю с другими странами и производство. Пока и то и другое идет гораздо медленней, чем необходимо. А для текущей стабильности валютного курса необходимы меры со стороны Нацбанка, и валютные интервенции — один из таких инструментов.
— Сейчас налицо немотивированное ослабление тенге без предпосылок.
Скорее всего, колебания будут в коридоре 330-340. Вряд ли обвалится больше,
— резюмирут он.
Сергей Полыгалов, руководитель аналитической группы TeleTrade Central Asia, среди факторов, влияющих на курс тенге, кроме нефти, рубля назвал и курсы других валют на мировом рынке, в первую очередь доллара США и евро.
Предпосылки для девальвации готовы, сроки неизвестны — эксперты
— Изменение курсов мировых валют относительно друг друга, естественно, отражаются и на курсе этих валют к тенге. Один из последних примеров: единая европейская валюта в 2017 году на МВР выросла на 14%,
что отразилось и на курсе к казахстанскому тенге, который вырос за тот же период на 5,6%,
— сказал он.
Говоря о деятельности Нацбанка, в частности о проводимых им интервенциях, Полыгалов назвал их «непонятными».
— Понятно, что интервенции призваны корректировать курс национальной валюты, но не всегда понятны цели, преследуемые регулятором. С другой стороны,
если мы говорим о «свободно плавающем курсе», то корректирующих действий со стороны регулятора быть не должно,
— считает он.
Следующим фактором, влияющим на валюту, Полыгалов называет общее экономическое состояние страны.
— Деньги – кровь экономики. Отсюда можно говорить о том, что от того, насколько стабильна экономика и в какую сторону она движется, происходит спад или рост – настолько стабильна и национальная валюта, — сказал экономист.
Пропасть между бедными и богатыми в Казахстане растет — статистика
Еще один фактор, по его мнению, это спрос и предложение на тенге в каждый отдельно взятый день торгов.
— Объемы спроса и предложения в разные торги очень сильно разнятся. Я понимаю, что объемы спроса и предложения должны быть разными, но
настораживает не этот факт, а сама разница в объемах в разные торговые дни, то есть в один день спрос может составлять 70 млн долларов, а в другой всего 35 млн
Естественно, что такие сильные скачки не могут не влиять на курс тенге. Отсюда и «дерганность» курса.
По словам Полыгалова, сложность построения точного прогноза заключается в том, что
нужна одновременная оценка всех факторов, а также важность этих факторов на данный момент времени,
так как этот параметр в разное время может меняться. Что касается возможности прогнозирования резких курсовых скачков, то на них, как правило, влияют резкие изменения основных факторов или «закрытые» действия отдельных участников валютных торгов.
Ослабление тенге осенью и укрепление в декабре предсказывает экономист
— Хотя, есть еще один фактор – «инсайд».
Мы не знаем и никогда не узнаем часть причин и действий, которые проводят различные финансовые институты на валютных рынках
Это касается как национальных, так и мировых площадок. Это самый неприятный момент с точки зрения прогнозирования ситуаций, — сказал он.