Не является ли призыв со стороны представителей православия отказаться от показа фильма проявлением так называемого православного радикализма?
Художественный фильм «Матильда» от российского режиссера Алексея Учителя еще не вышел в прокат в Казахстане, а уже наделал немало шума. Православная церковь призывает отечественные киносети отказаться от показа этого кино. «Саясат» поговорил с представителями отечественных киносетей и узнал, кто будет ставить фильм в прокат, а кто нет.
В Узбекистане запретили фильмы про пьянство, насилие и секс
Бауржан Шукенов, директор киносети «Арман», заявил, что несмотря на «просьбу», фильм в его сети выйдет. Резонанс с «Матильдой» он сравнивает с историей фильма «Страсти Христовы».
— Тогда тоже была активность со стороны религиозных деятелей, но это не помешало выйти этой ленте в прокат.
Если чья-то рука не направляет, то вряд ли будет какая-то реакция
Мало ли кто может этим воспользоваться, – говорит г-н Шукенов.
По его мнению, наша публика более лояльна и толерантна к таким вещам.
— Я надеюсь, что не будет прессинга. Этот фильм на устах у многих. Он уже стал событием. Естественно, он вызовет серьезный интерес, потому что мы видели, как его снимали, даже в массовках принимали участие некоторые киношники. Но сейчас для большой массы он становится интересным. Событием во всяком случае точно, – отмечает Бауржан Шукенов.
PR-менеджер сети кинотеатров Kinopark Ерлан Бухарбаев сообщил, что
их киносеть этот фильм в прокат пускать не будет
На вопрос, почему, в сети никак не прокомментировали.
В свою очередь в киносети Chaplin сообщили, что планируют показать этот фильм казахстанцам.
— В графике казахстанских релизов фильм еще не заявлен. Если по какой-то причине казахстанский дистрибьютор картины не решится ее прокатывать, наша сеть возьмет этот фильм напрямую у российского дистрибьютора, – сказал PR-менеджер сети кинотеатров Chaplin Андрей Мануйлов.
Власть Казахстана подчинила себе общественное сознание — эксперт
Между тем, сам по себе призыв со стороны представителей православия отказаться от показа фильма задал повестку так называемого православного радикализма. Если в России это явление имеет место быть, возможно ли такое в Казахстане?
По мнению политолога из Уральска Султанбека Султангалиева,
никаких оснований для зарождения православного радикализма в Казахстане нет
И этому есть три причины:
— Во-первых, между процессами, происходящими в российском обществе и среди русскоязычных граждан Казахстана, нельзя ставить знак равенства – совершенно разные политические и социальные условия, да и
ментальность русских казахстанцев и россиян во многом разнится,
– говорит политолог. – Во-вторых, для русского населения нашей страны характерны толерантность и светскость, а православие в Казахстане, не подвергаемое никакой дискриминации, в то же время не является доминирующим религиозным направлением в государственном масштабе.
В-третьих, по его словам, если можно так выразиться,
православный радикализм имеет в своей основе политические мотивы,
как, впрочем, и любой радикализм в мире.
— Эти мотивы задают влиятельные элитные группировки, исходя из своих интересов. Без финансовой, информационной, статусной поддержки последних любое религиозное течение становится просто никому неинтересной группой сектантов, – считает эксперт.
В Казахстане, продолжает собеседник, нет таких политических сил, которые могли бы на почве православной религии создать базу православного радикализма в нашей стране.
— Извне (т. е. из России)
подобная инициатива также маловероятна
в силу понимания северным соседом важности сохранения Казахстана как геополитического союзника на евразийском пространстве и в международных отношениях, – отмечает г-н Султангалиев.
Его коллега из Алматы Антон Морозов тоже считает, что в Казахстане православный радикализм вряд ли возможен.
— Во-первых, в силу малого количества носителей православия. Вторая причина – в России единение государства и религии долгое время продолжалось. Уже, наверное, пять лет точно. Иными словам,
православная церковь в России интегрирована в политический процесс
В-третьих, у нас нет своей Поклонской – депутата, с которого все началось. Остальные довольно сдержанно воспринимают процессы, происходящие в России, — говорит г-н Морозов.
— На ситуацию надо смотреть реалистично и в первую очередь глазами Казахстана, а не России. Православие в нашей стране хоть и занимает второе место по популярности среди религий после ислама, но никак за это время не политизировалось. Казахстанские реалии таковы, что можно с уверенностью сказать —
один фильм не может повлиять на умы сотен тысяч людей
В свою очередь радикализация общества прежде всего представляет собой политические и экономические цели. В данном случае такие тенденции не наблюдаются. Если говорить в целом о том, какие настроения будут в обществе, тут однозначно можно сказать, что будет какое-то внутреннее недовольство, но этим все и ограничится, – считает политолог Ислам Кураев.