В августе Национальный фонд пополнился на рекордную величину – 1,1 трлн тенге. Во многом резкий рост доходности был связан не с производственной деятельностью нефтяного сектора или поступлениями от налогов, а с растущим курсом доллара.
В республиканском бюджете на 2017 год изначально были предусмотрены поступления в Национальный фонд в объеме 1 трлн 201,6 млрд тенге. Позже этот показатель был скорректирован до 1 трлн 574 млрд тенге. До мая приток денег в Нацфонд шел даже быстрее графика, но затем в течение трех месяцев показатель был на крайне низком уровне. Переломным месяцем стал сентябрь: за 31 день объем поступлений превысил 1,1 трлн тенге, что составляет более 70% от годового плана.
Одним из факторов столь стремительного увеличения поступлений стали выплаты налогов на добычу полезных ископаемых (57,2 млрд тенге против 212,8 млн в июле) и рентного налога на экспорт (37,8 млрд против 4,1 млрд). Также Казахстан получил свою долю по разделу продукции по контрактам в размере 65,4 млрд тенге. Всего прямые налоговые поступления в августе составили чуть более 225 млрд тенге, что значительно больше июльских 43 млрд тенге. Еще около 2,2 млрд тенге получено в качестве компенсации за вред, нанесенный окружающей среде предприятиями нефтегазовой отрасли. Но и это не объясняет того, почему Нацфонд вырос сразу на 1,1 триллион.
Резкое падение поступлений в Нацфонд в мае и не менее резкий рост в августе произошли из-за значительных изменений по одной и той же статье: «Инвестиционные доходы от управления Фондом». Показатель этот меняется раз в 3 месяца. По итогам первого квартала убыток от инвестиций составил 784,2 млрд тенге, что едва не перекрыло собой четырехмесячные поступления.
Тогда Национальному банку даже пришлось выступить с официальным разъяснением ситуации. Смысл сводился к тому, что эти потери связаны в первую очередь с крепнущим тенге. Базовой валютой Национального фонда РК для оценки доходности управления его активами является доллар США, и чем он дешевле, тем меньше итоговый показатель. А американская валюта в первом квартале сильно проседала.
«Указанный в публикации инвестиционный убыток в размере 784 млрд тенге является нереализованными убытком за первый квартал 2017 года в результате переоценки валютных активов фонда в тенге. Укрепление курса национальной валюты по отношению к доллару США с 333.29 (по состоянию на 31.12.2016 года) до 314.79 (по состоянию на 31.03.2017 года) способствовало возникновению отрицательной курсовой разницы при расчете совокупного дохода (убытка), образовавшегося из-за изменения стоимости валютных активов фонда, выраженной в тенге за отчетный период», — говорится в сообщении Нацбанка.
В апреле снижение продолжилось, но после этого пошло ослабление, хотя и не такое сильное, как укрепление в январе-марте. Если в первом квартале нацвалюта укрепилась относительно доллара на 5,5%, то во втором она просела на 2,5%. Согласно разъяснению того же Нацбанка, чем дороже доллар, тем выше инвестиционный доход. Как результат: даже этого относительно незначительного укрепления американской валюты хватило для того, чтобы оценка инвестдохода по результатам трех месяцев составила 909,7 млрд тенге! Это не только перекрыло все падения начала года, но и позволило выйти в значительный плюс.
Казахстан продолжает жить не по средствам: дефицит бюджета 1,2 трлн тенге
Стоит отметить, что тенденция продолжается: с 1 июня по 14 сентября официальный курс американской валюты вырос на 5,5%. Таким образом, оценка инвестиционного дохода по результатам третьего квартала наверняка окажется еще выше и
Национальный фонд, по крайней мере на бумаге, вновь неслабо заработает на слабом тенге
Рост поступлений в Нацфонд связан во многом с тем, что необходимость в трансфертах из него продолжает расти. Если в первоначальном бюджете на год объем гарантированных поступлений из фонда в бюджет составлял 2 трлн 880 млрд тенге, то в уточненном варианте этот показатель вырос до 4 трлн 414 млрд тенге. По факту, на 1 сентября уже использовано более 3,4 трлн тенге, из которых 2 трлн – это гарантированные, остальное – целевые трансферты.
Переломным месяцем стал июнь: за 30 дней было израсходовано почти 1,6 трлн тенге — столько национальный фонд не получил даже с начала года
И до, и после этого траты были значительно скромнее, однако даже существующая динамика показывает, что план по использованию средств фонда будет выполнен.