Каракалпаки все чаще смотрят в сторону Казахстана. Наши эксперты думают, что это скоро пройдет.
После смерти Ислама Каримова в Узбекистане «поднял голову каракалпакский национальный сепаратизм», утверждают иностранные СМИ. Активисты движения якобы
требуют фактической независимости и впоследствии интеграции с Казахстаном
Такие инициативы выдвигались и раньше, но Ислам Каримов давил эти желания в зародыше. Со сменой власти у сепаратистски настроенной оппозиции появилась надежда воплотить свои мечты в жизнь.
«Каракалпакия на берегах бывшего Аральского моря,
один из наиболее бедных регионов в Центральной Азии с чрезмерно высоким уровнем смертности и неординарно коротким сроком продолжительности жизни,
— пишет портал Eurasiareview. — Но с геополитической точки зрения, он был очень важным составляющим в игре в политический футбол между Узбекистаном и Казахстаном, и Москвой, использовавшей ситуацию для продвижения собственных интересов».
Нешелковый путь из Москвы в Бухару: Каракалпакия и орлы над оазисами
«В 1992 г. Каракалпакстан провозгласил независимость «внутри Узбекистана», пишет портал, — этот акт имел мало конкретных последствий на то время, но
закрепил конституционное право каракалпаков на отделение, подобно тому, что имели союзные республики в СССР
За 20 лет уровень жизни в Казахстане вырос, в то время как в Каракалпакстане упал. Вследствие этого некоторые каракалпаки заговорили о возвращении республики в Казахстан (в составе которого она находилась в первой половине 20 века — прим.).
«Перемещенные» народы Узбекистана
В 1993 г. Ташкент и Нукус (столица Республики Каракалпакстан — прим.) подписали межправительственное соглашение,
в котором было указано, что Каракалпакстан останется в составе Узбекистана 20 лет
Этот срок истёк в 2013 г., но Ташкент проигнорировал призывы активистов о проведении референдума.
Теперь, когда Каримова нет, каракалпакские активисты надеются воспользоваться ситуацией, утверждает портал. Издание сообщает, что лидер национального движения Аман Сагидуллаев, проживающий за пределами Узбекистана, обратился в ОБСЕ с просьбой наладить диалог между Нукусом и Ташкентом.
На берегу высохшего моря: как выживают в узбекском Приаралье
Сагидуллаев приводит
11 требований к узбекским властям, включающих вывод узбекских военных и сотрудников служб безопасности из Каракалпакстана,
свободу слова, интеграцию с Казахстаном, свободные выборы, членство новой республики в ООН и ОБСЕ, а также разрешение активистам организаций по защите прав человека регулярно посещать страну».
Политолог Меират Омаров причины разгорающегося недовольства тоже видит в бедственном экономическом положении Каракалпакстана. Хотя согласен с мнением, что предпосылки были заложены еще в XX веке.
В отношениях Казахстана и Узбекистана наблюдается прорыв — Мирзиёев
— Каракалпакстан действительно раньше входил в состав Казахстана. Затем Москва, которая проводила политику «разделяй и властвуй», передала автономию в состав Узбекистана, не учитывая этнического фактора и национальных границ на территории Центральной Азии.
Это стало «миной замедленного действия», и когда начала ухудшаться экономическая ситуация, сделалась одной из причин сепаратизма,
— сказал Омаров.
В числе прочего на обнищание населения повлияла и катастрофа Аральского моря. Причем коснулась трагедия не только каракалпаков.
Однако политолог смотрит в будущее с оптимизмом. По его мнению, с приходом к власти Шавката Мирзиёева
у граждан Узбекистана «появились реальные шансы на улучшение своего социально-экономического положения»,
включая и Каракалпакстан.
— 19 сентября Шавкат Мирзиёев выступил на заседании Генассамблеи ООН с речью, в которой прямо обращает внимание всего мирового сообщества именно на проблемы Арала. Он назвал ситуацию экологической катастрофой 20-21 вв. Думаю, что будет призывать к вложению прямых иностранных инвестиций в регион и так далее, — напомнил Омаров.
Арал нужно превратить в лес, чтобы спасти море — эксперт
Политолог отмечает, что
силами Узбекистана, Казахстана и Туркменистана уже создан фонд спасения Аральского моря
Море, хоть и очень медленно, но начинает восстанавливать свои очертания, снова отвоевывая у песков свою территорию. А это значит, что будет налаживаться и социально-экономическое положение всего региона.
— Там такие же проблемы не только у каракалпаков, а всех жителей Приаралья. И это забота не только Узбекистана, а всего региона, и даже мировая, — говорит Омаров.
Оптимизму политологу придает убеждение, что на лад (и в этом вопросе, и многих других) пошло и сотрудничество между Узбекистаном и Казахстаном.
— С приходом к власти Шавката Мирзиёева началось потепление в наших отношениях. Конечно,
когда президентом был Каримов, конфликтов не было, но имел место фактор регионального соперничества
Сейчас он отошел в сторону, между Нурсултаном Назарбаевым и Шавкатом Мирзиёевым складываются вполне теплые отношения.
Мирзиёев рассказал о целях визита в Астану
Оба президента имеют общее видение и мнения по многим вопросам региональной и глобальной повестки, — считает Омаров.
Если экономическое положение будет улучшаться, то и настроение населения начнет меняться к лучшему, уверен политолог. Пока будировать ситуацию не стоит.
Требования Сагидуллаева он считает просто популизмом и «зарабатыванием политических очков»
— Не знаю, какие цели он преследует, но гипотетически выполнения этих требований не пойдет на пользу ни каракалпакам, ни Узбекистану, ни в целом Центральной Азии. Ситуация в Узбекистане обязательно улучшится и все пойдет на лад, — резюмировал политолог.