Кардинальные изменения в экономической политике Узбекистана небезосновательно настораживают казахстанских экспертов.
На минувшей неделе, 5 сентября, Центробанк Узбекистана почти вдвое увеличил официальный курс в 8100 сумов за один доллар. Хотя за день до этого он был на уровне 4210,35 сума за доллар.
Однако столь резкий скачок вниз биржевой стоимости узбекского сума не привел к бурной реакции на финансовых рынках, а часть экспертов даже посчитали принятое Центральным Банком Узбекистана решение «либерализацией», сознательно не называя этот шаг «девальвацией», передает Sputnik Казахстан.
«Было три обменных курса. Благодаря либерализации, которая произошла, все ненужные административные обменные курсы были отменены. Раньше Центробанк Узбекистана выставлял свои котировки, которые не имели никакого отношения к реальной жизни. Еще один курс — биржевой — значительно превышал не только официальный, но и «черный», который формировался рынком и по которому жили простые люди и бизнес.
Теперь остался только один диапазон — «черный курс» стал официальным»,
— поделился видением ситуации экономист Алмас Чукин.
Он считает весьма интересным принятие новой экономической политики Узбекистана, которая становится более открытой миру, особенно своим соседям.
По данным статистики, в Узбекистане проживает больше людей, чем во всех центральноазиатских странах вместе взятых, и сейчас эта страна решила отменить все ограничения на экспорт и импорт.
Алмас Чукин также увидел в решении Узбекистана плюсы и для казахстанских бизнесменов.
«Возможно, потребуются месяцы, чтобы узбеки стали использовать свободу, которую им дали. Пока они должны еще это осознать. И если наши бизнесмены — сокопроизводители, молочники и мукомолы — будут быстрее шевелиться, то смогут войти на узбекский рынок уже сейчас. Для казахстанского бизнеса это может быть позитивным моментом. Но, повторюсь, все зависит от того, кто окажется проворнее», — отмечает он.
Однако не всем экономистам перспективы реформы в Узбекистане видятся столь в радужном свете. Так, по словам экономиста Петра Своика,
сейчас эффект от узбекской девальвации не будет сильно ощутимым, но в ближайшем будущем произойдут достаточно большие изменения в товарообороте в сторону роста.
«Реформа Мирзиёева обязательно проявит себя, а что из этого получится, другой вопрос», — резюмировал он.
Стоит отметить, что Казахстан является крупнейшим экспортным рынком для Узбекистана. И с годами деловая активность между странами только растет.
Пока основные товары, ввозимые в Казахстан из Узбекистана, это
Казахстан же снабжает «узбекского соседа» пшеницей, пшеничной и пшенично-ржаной мукой, полуфабрикатами из железа или нелегированной стали, рудой и цинковыми концентратами, а также необработанным алюминием.
В апреле 2017 года, во время визита узбекского президента в Астану, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал две ключевые цифры. Он заявил, что за первые три месяца 2017 года товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном увеличился на 37%. А к 2020 году показатели торговых операций между странами должны увеличиться до 5 млрд долларов.