Бронзовый век пришел в Европу и Азию примерно 5000 лет назад и оставил после себя на гигантской территории от Сибири до Скандинавии инструменты из металла, топоры и ювелирные украшения. Исследования ДНК останков эпох бронзы и железа установили, что кочевники Евразии принесли свою культуру и, возможно, языки на территорию Европы и Азии.
ДНК анализ останков 170 человек, обнаруженных на археологических раскопках в Европе и Азии, возраст которых варьировался от 5000 до 3000 лет тому назад, показал, что примерно 5000-4800 лет тому назад кочевые животноводы, представители древней культуры «Ямная» из обширного исторического Понтийско-каспийского ареала, охватывающего географически территорию от Черного до Каспийского моря, совершили весьма ощутимый набег на Европу. К этому выводу пришли две конкурирующие комплексные исследовательские группы, получившие в распоряжение материал, из которого они извлекли ДНК древних кочевников. Лингвистические секции этих групп сделали вывод, что с собой
кочевники принесли в Европу прото-индоевропейский язык, от которого пошли все 400 современных индоевропейских языков
Эти кочевые животноводы вступили с родственные отношения с местными крестьянами и совместно на территории современной Центральной Европы создали «Культуру шнуровой керамики». Их генетический след присутствует по всей Центральной и Северной Европе. Но это не все.
Из Понтийско-каспийского ареала была и другая волна миграций – на Восток до Алтая и Сибири, где кочевники вытеснили местных охотников-собирателей. Они пришли на колесных телегах, в которые впрягли быков, и на боевых лошадях. Получается, что кочевые животноводы доминировали на территории от Северной и Центральной Европы до современной Сибири и севера Монголии. Это подтверждает г-н Эске Виллерслев, биолог-эволюционист из Университета Копенгагена, который руководил исследованиями ДНК – «…теперь нам видно, что Ямники распространились не только на север Европы, они раскинулись на Урал и за него, в Центральную Азию, далее на Алтай, Сибирь, Китай и Монголию».
Археологи давно уже обнаружили связи между степными культурами, включая Ямную, и людьми эпохи бронзы, жившими 5500-4500 лет тому назад на Алтае, в Южной Сибири или в Северной Монголии. Как и степные кочевники, эти люди эпохи бронзы, включая знаменитую «Афанасьевскую культуру» на Алтае, хоронили свою знать горизонтально на спине в насыпных каменных курганах или природных сопках, туда же хоронили лошадей. Они делали ступки-кацеи на ножках или были одними из первых, кто стал использовать гужевой транспорт и объезженных лошадей. Все эти качества связывают степных кочевников Евразии с населением Центральной и Северной Европы, включая Ямников и Культуру шнуровой керамики, которые, в свою очередь, считаются носителями прото-индоевропейского языка.
Легенда Оленного Камня и Кырыксуура: кочевой образ жизни зародился раньше, чем мы думаем
Что касается ДНК-анализа, Виллерслев секвенировал геномы 101 останка из археологических раскопок на территории современной Европы, т. е. проследил общих предков Ямников до какого-то времени в прошлом, центром которых была территория современной Самарской долины в России, и Афанасьевцев – жителей территории от Алтая до реки Енисей в Сибири. Это подтвердило предположения археологов о том, что одни и те же люди кочевали на гигантской территории от Сибири до Европы.
При этом установлено одно коренное отличие в характере и последствиях миграций кочевников – в Европе они перемешались с местным коренным населением, в то время как на Востоке они практически вытеснили местное коренное население – охотников-собирателей, на что тот же Виллерслев замечает, что скорее всего так получилось, потому что регион от Алтая до Енисея и так был не плотно заселен.
Восточное крыло Ямников-Афанасьевцев распространилось на территории современных Центральной Азии, возможно Монголии и Китая и существовало до тех пор, пока их самих не зачистили свирепые воины культуры Синташты, которых российская археологическая наука называет «Андроновской культурой». В принципе, Синташта были родственники – они пришли с Урала и Кавказа и генетически являлись родственными народам Центральной Европы. Синташта правили в Центральной Азии 2000 лет назад. Это означает, что
население Центральной Азии в ту эпоху было более европейским, нежели азиатским
2000 лет назад Синташту зачистили волны мигрантов из Азии – культуры «Карасук» и «Межовская», равно как и другие культуры эпохи железа, которые и заложили генетический фундамент для современных народов нашего региона.
Генетическая связь между населением Азии, Центральной Азии и Европы в эпоху бронзы имеет для современных европейцев особое значение – их ученые осознали, что в бронзовую эпоху в их части мира маленькие и мобильные группы взаимосвязанных чужестранцев из степной части Евразии установили свои порядки и вступили в родственные отношения с местным населением.
— Теперь у нас есть конкретные образцы из мест, начиная от Испании и вообще побережья Атлантического океана до самой Центральной Сибири, — сказал генетик-популяционист (специалист в области генетики народонаселения) из Гарвардского университета Дейвид Рейх. – Генетика многих современных народов Евразии была полностью неизвестна до периода минус несколько лет назад. Теперь картина эпохи бронзы и неолита практически полностью нарисована.
Виллерслев из Копенгагена и Рейх из Гарварда обнаружили, что степняки принесли с собой гены светлой кожи и карие глаза, хотя северо-европейские охотники-собиратели уже отличались светлой кожей.
У всех кочевников той эпохи было одним парадоксальное качество – они были скотоводами, постоянно жили вблизи одомашненных животных, но были неспособны переваривать сырое молоко во взрослом возрасте
Современные европейцы во взрослом возрасте все спокойно переносят потребление сырого молока, и профессора Виллерслева из Дании удивляет, «…что одни из их предков эпохи бронзы «лактозной толерантностью» в зрелости не отличались…».
Антропологи уточнили связь азиатов и древних коренных американцев
Массивные волны степняков Евразии эпохи бронзы могли также вызвать распространение в Европе древних индоевропейских языков, которые были распространены на территориях Центральной и Южной Азии тогда, когда человечество придумало письменное документирование истории. Эти языки дали рождение романским, германским, хинди и тохарской группам языков. В современной лингвистике набирает авторитет теория «ностратических языков», т. е. языков Евразии, которые все родственны. В ее рамках индоевропейским языкам родственна другая лингвистическая макросемья – Алтайские языки, в которые входит и наш казахский. Если генетическое родство Ямников и европейцев однажды найдет отражение в группах родственных языков, это будет суровым вызовом современной доминирующей исторически-лингвистической гипотезе, что ранние индоевропейские языки на территории современной Европы распространили фермеры Ближнего Востока. И если для генетиков связь очевидна и сенсационна, мировая лингвистика пока сдержанна, но она крайне заинтересованно следит за трудами генетиков.
— Сегодня в научном мире появилось реальное ощущение, что
после 2-х веков лингвистических поисков корня индоевропейских языков древние образцы ДНК внезапно дали ускорение и толчок в сторону возможного решения вопроса,
— говорит лингвист Пол Хеггарти из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге, Германия. Но добавляет, чтобы подкрепить вывод генетиков, желательно получить больше научного материала из стран южнее Каспия и далее Центральной Азии.
Остается ждать, когда современная археологическая и лингвистическая наука дадут новые сведения о происхождении Алтайской макросемьи языков, в которую, повторимся, входят тюркские, включая наш казахский. Может быть таким же наложением данных генетики на пустоши в лингвистике нащупают ту нить, которая приведет нас следом за учеными к нашему великому древнему протопредку.