Религиозные экстремисты объявили охоту на имама-хатыба Ташкента Анвара Турсунова. Поводом стали неосторожные высказывания священнослужителя о том, что женщинам нельзя молиться сообща.
Известный религиозный деятель Анвар-кори Турсунов (кори – человек, знающий Коран наизусть – прим. ред.), занимающий должность главного имама-хатыба Ташкента, оказался в центре опасного для него скандала, в связи с которым он был взят под охрану, а доступ прихожан на территорию столичной мечети «Минор» ограничен, сообщает AsiaTerra.
Все началось с нескольких опрометчивых фраз, которые Турсунов произнес для снимавшейся несколько месяцев назад пропагандистской телепередачи «Отин ойининг сўнгги ови» («Последняя охота религиозной наставницы»), посвященной осуждению жительницы Ташкента Фатимы Абдулладжановой, организовавшей религиозное обучение женщин на дому (что запрещено законодательством Узбекистана). 11 сентября передача была показана на национальном канале «Узбекистан».
В ней показали и Анвара-кори, заявившего «на камеру», что согласно догматам ханафитского мазхаба (одной из четырех религиозно-правовых школ суннитского ислама; в Средней Азии распространен ислам ханафитского мазхаба, считающийся умеренным – прим. ред.),
групповое обучение женщин является макрухом, то есть нежелательным или запретным действием
Неподконтрольных преподавательниц религиозных канонов он назвал людьми, покорными своему нафсу (в исламе – сущность человека, его «я»; подобным термином также именуют страсти, все отрицательные черты души, присущие людям и джиннам – AsiaTerra).
«Эти полуграмотные наставницы собирают такие группы только с целью наживы. Мы точно знаем, что все они обучают женщин за деньги. Эти «отин ойи» (религиозные наставницы) являются рабами своих неугомонных желаний», – поведал он тележурналистке.
Его слова немедленно были опровергнуты независимыми исламскими деятелями и многочисленными начетчиками, ссылавшимися на соответствующие хадисы и цитаты из Корана, и доказывавшими, что никакого запрета на совместную молитву для женщин не существует.
А религиозная аудитория, справедливо полагая, что Анвар-кори Турсунов сделал соответствующие заявления исключительно в угоду светскому режиму, накинулась на имама в соцсетях с угрозами и оскорблениями. И надо понимать, что эти люди, заметно осмелевшие после смерти президента Каримова и «повылезавшие из всех щелей», открыто говорят, что всё противоречащее распространению ислама и законам шариата не должно признаваться, поскольку является заведомо «кафирским» и т. д.
Угрозы были восприняты властями достаточно серьезно.
Для обеспечения безопасности священнослужителя были приняты меры
Сам же он 15 сентября во время пятничной молитвы в мечети «Минор» прокомментировал нашумевшую телепередачу, оправдываясь за эпизоды, вызвавшие столь горячие споры.
«Примерно пять месяцев назад в нашу мечеть приехала журналистка и обратилась ко мне с вопросом о возможности прочтения молитвы женщинами в мечети и их собраний для получения религиозного образования, – сказал Анвар-кори Турсунов. – Я разъяснил ей правила нашего «мазхаба» и повторил те слова, которые были сказаны в передаче.
Через несколько дней на местном телевизионном канале вышла передача. Я ее даже не посмотрел, мне об этом сообщили. Там показали женщину – Фатиму-отин (Абдулладжанову – прим. ред.). Оказалось, что в Шайхантахурском районе она без специального разрешения на дому обучала женщин религиозным знаниям.
К сожалению,
часть интервью, использованного в ходе программы, была взята без моего ведома и вырезана из общего контекста
Я не отказываюсь от своих слов, женщинам действительно запрещено совершать молитву в мечети с мужчинами. Я даже не видел эту женщину и был не в курсе, что она незаконным путем обучала женщин религиозным знаниям. В этой передаче много людей комментировало данный инцидент, но почему-то именно на меня обрушился шквал недовольства и агрессивных комментариев, будто я запрещаю женщинам читать священный Коран и получать религиозное образование. В 27-летнем возрасте я стал имамом, сейчас мне 59, уже 42 года я занимаюсь проповеднической деятельностью и обучаю священному Корану. Я выпустил очень большое количество учеников, и все они нашли свое место и [обрели] уважение среди нашего народа. Первый перевод священного Корана на узбекский язык, изданный миллионным тиражом, сделали мы с моим наставником Аллаудинном Мансуром в 90-е годы. Именно
мы с моим учителем способствовали распространению перевода священного Корана среди населения,
мы целых два года работали над книгой. На тот момент я не был имамом. И им теперь не стыдно распускать такие слухи, [что] якобы я запрещаю читать Коран и совершать намаз?! Покойный хазрат Мухаммад Садык (бывший председатель Духовного управления мусульман Средней Азии, бывший муфтий Узбекистана, авторитетный популяризатор «умеренного» ислама – прим. ред.) был нашим главным наставником, и я как никто другой при каждом удобном случае цитирую его труды и призываю всех читать его ценные труды. Об этом я говорю на всех пятничных молитвах, и все свидетели этого.
Это просто неуместная и наглая клевета в мой адрес
Этим занимаются не те, кто живет внутри нас, а завистники, проживающие за рубежом (имеются в виду религиозные деятели, выступившие с опровержениями Анвара-кори Турсунова – AsiaTerra). Они выкладывают эти записи в сеть, это видят тысячи, и это становится темой обсуждения. Пусть знают, что это самый большой грех – клеветать на невинного и обсуждать его!
Почему запрещено в нашем мазхабе собираться женщинам для прочтения намаза? Потому что после совершения намаза среди женщин начинаются обсуждения, сплетни. Вот по этой причине это запрещено. Женщины должны совершать намаз поодиночке, у себя дома, в укромном месте.
Управлением мусульман Узбекистана
создаются все условия мусульманам и мусульманкам для получения ими знаний в нужном русле
Если женщины имеют достаточно знаний и если они успешно прошли специальные экзамены, то никто им не запрещает преподавать в наших медресе.
Запишите себе на телефон и пусть об этом услышат те бессовестные [люди], которые распространяют слухи. Всю свою жизнь я прослужил нашему народу и занимался его просвещением. Я не строил себе трехэтажные дома. Все проблемы на нашу голову свалились с появлением такого бедствия, как телефоны и интернет».
По всей видимости, имам-хатыб был очень раздосадован, поскольку во время своей оправдательной речи еще раз ругнул современные средства связи.
«Интернет – это мусорка, свалка, где ничего не контролируется, где каждый говорит то, что ему придет в голову. Интернет стал площадкой распространения сплетен и слухов», – высказался он.
Таким образом, позиция официального узбекского духовенства на сей счет стала широко известна: больше одной не собираться. При этом
имам не стал опровергать своих идейных противников, доказывающих, что женщинам отнюдь не запрещается молиться вместе
Напомним, что в фокусе внимания прессы Анвар-кори Турсунов оказывается уже не в первый раз. В 2009 году он едва не стал жертвой террористов, попытавшихся его убить. Тогда члены группировки «джихадистов», возглавляемой Шавкатом Махмудовым, и целенаправленно уничтожавшей сотрудничавших с властью имамов,
нанесли ему девять ножевых ранений в область живота, после чего Турсунов пять дней пролежал в коме
Сторонники Анвара-кори тогда заявляли, что нападение на него было вызвано его резкой критикой членов запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир» и радикалов крайнего толка.
Недовольные его деятельностью высказывались в комментариях к статьям по данной теме в противоположном смысле: что он, мол, получил по заслугам, поскольку делал карьеру, не обращая внимания на то, что многие из числа тех, кого он публично осуждал, получали сроки по сфабрикованным делам. Писали, что Турсунов и
сам когда-то был сторонником и активистом «Хизб ут-Тахрир»
и поспособствовал вовлечению в нее многих молодых людей, но позже его взгляды изменились и он превратился в одного из самых ярых борцов с этой организацией.
Сложно сказать, насколько обоснованными были эти обвинения: с одной стороны, сочувствующие экстремистам распускают и поддерживают любые наветы, чтобы опорочить выступающих против них, с другой – «не замечают» или
оправдывают действия самых страшных фанатиков-убийц и террористов,
поскольку ощущают собственную близость с ними.
По всей вероятности, в случае с Турсуновым в определенных пропорциях верно и то, и другое. Вопрос, в каких именно…