Регулярное авиасообщение находится на грани коллапса из-за прекращения поставок керосина из России и предстоящей приостановки работы Шымкентского НПЗ.
Об этом говорится в заявлении, распространенном пресс-службой «Эйр Астаны». В 2017 году, утверждают в компании, ситуация с авиатопливом усугубилась: основные поставщики керосина ПАО «Газпромнефть», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Татнефть» снизили среднемесячный объем экспорта топлива до 15 тыс. тонн по сравнению с 44 тыс. тонн в 2016 году. Также компании не подтвердили октябрьские поставки авиакеросина в связи с высоким спросом на российском рынке.
При этом потребность гражданской авиации Казахстана в 2017 году составляет 800 тыс. тонн, тогда как Шымкентский НПЗ производит лишь 241 тыс. тонн. Это предприятие, закрывающееся на ремонтные работы, является единственным в Казахстане производителем авиатоплива.
Дефицит на внутреннем рынке также испытывают другие страны-экспортеры авиационного топлива — Туркменистан, Азербайджан и Беларусь. При этом приоритетным регионом для экспорта в незначительных объемах является Афганистан. Ещё один экспортёр — КНР — производит другой тип авиационного керосина — Джет А-1, для использования которого потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры аэропортов РК.
Приостановка поставок топлива из РФ неизбежно приведет к коллапсу отечественного рынка авиатопливообеспечения и создает угрозу функционирования транспортного авиасообщения,
подчеркивают в «Эйр Астане».
Отмечается, что с августа 2017 года Министерство энергетики РК ведет переговоры с Министерством энергетики РФ, однако найти решение кризиса пока не удается.
«В нынешних условиях недостаточных мощностей резервуарного парка аэропортов Казахстана, разрешённый лимит хранения авиатоплива для «Эйр Астаны» позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на 10-дневные сроки. Создание достаточных стратегических резервов необходимо для выполнения долгосрочных производственных программ и обязательств перед пассажирами», — резюмируют в авиакомпании.