Спецоперация в Шымкенте против бородачей, торгующих сотовыми телефонами — часть целенаправленной борьбы с религиозным экстремизмом или непродуманный шаг? Об этом рассуждает редакция казахскоязычной газеты «Жас Алаш».
«Мы живем в такое время, когда в обществе доминирует невежественное мнение, что ношение закрытой одежды (хиджаба), борода и короткие штанины воспринимаются, как вера в Бога. Возможно, такое наше мнение придется не по душе тем, кто защищает права религиозного меньшинства, воспринимает всех, как «своих братьев». Однако государство обязано защищать своих граждан от религиозного экстремизма.
Если религиозные радикалы выступают против традиционной веры нации, отрицают ценности, сформированные веками, травят общественное сознание своими проповедями, то борьба с такими элементами не должна сходить с повестки дня.
Сегодня общество, которое в свое время известную цитату «Религия – опиум для народа» воспринимало наравне с суре Корана и чуть было не превратилось в ярых атеистов, вынуждено всем миром бороться против религиозного экстремизма. Безусловно, за каждым, кто попал в сети радикалов, стоят нерешенные социальные проблемы, религиозная близорукость и слабость национального духа.
Сегодня
общество хорошо знает внешний облик религиозных экстремистов. Однако их объединяет не только он, но и род деятельности
Это очередной раз доказывает проведение спецоперации в Шымкенте. А что касается лиц, занимающихся ремонтом и продажей сотовых телефонов, такие группы присутствуют почти в каждом городе страны. Значит
такие спецоперации, как в Шымкенте, могут повториться в любом регионе страны
Почему экстремисты выбрали бизнес с мобильными телефонами? Ответ лежит на поверхности. Сегодня именно мобильник для многих стал самым близким другом, кому можно доверить самое сокровенное. Даже в кругу самых близких людей каждый занят своим телефоном. А это большая находка для миссионеров радикальных религиозных течений. Закачивая в сданные на ремонт телефоны религиозные проповеди, можно быстро отравить сознание каждого человека в отдельности и за короткое время увеличить численность радикальных группировок. Ведь в СМИ уже не раз писали, что телефонные проповеди очень сильно влияют на сознание людей.
Многие, чье сознание было отравлено такими проповедями, кардинально меняли свое отношение к религии и даже уезжали в Сирию на войну
Однако несмотря на это, в борьбе с телефонным экстремизмом власти не спешат переходить от слов к реальным действиям. В школах увеличилось количество учащихся, не желающих подчиняться требованиям школьной реформы, они приходят на занятия в религиозных одеяниях.
Так, согласно сведениям заместителя директора департамента дошкольного и среднего образования министерства образования и науки Зейнеп Максутовой, если в 2015-2016 учебном году в школу в платках приходили 194 учащихся, то в 2016-2017 учебном году этот показатель вырос уже до 315.
Недавно министр по делам религии и гражданского общества Нурлан Ермекбаев отметил, что представители радикальных религиозных течений в основном сосредоточены в западных регионах страны.
Хотя
сегодня много говорится о проведении разъяснительной работы среди верующих, но только единицы отреклись от радикалов
Что это – вялость работы министерства с религиозным экстремизмом или бессилие перед проповедями религиозных миссионеров?
Например, в апреле на встрече с руководителями Духовного управления мусульман Казахстана президент страны Нурсултан Назарбаев сказал:
«В результате религиозной безграмотности молодежь отпустила бороды и укоротила штанины брюк. Увеличилось количество девушек, одетых в черные платья и скрывающие лица. Все это чуждо нашим традициям, нашему народу. Нам необходимо рассмотреть возможность наложения законодательного запрета на это».
А недавно на встрече с журналистами в Акорде Елбасы вновь обратился к этой проблеме, заявив:
«Я уже один раз говорил об этом, скажу и сейчас. А я человек, умеющий заставить выполнить сказанное».
Как бы спецоперация в Шымкенте не стала и началом, и концом борьбы с религиозным экстремизмом.
Мукан Исахан, религиовед:
– Самое опасное религиозное течение в Казахстане – салафизм. После террористических актов в Актобе и Алматы в обществе остро обсуждались методы борьбы с этим религиозным течением. Компетентные органы обращались к религиоведам и советовались с ними. Одно из основных их предложений – законодательный запрет салафизма.
В 2014 году Сарыаркинский районный суд Астаны признал экстремистским три основные три ақиды — принципы салафизма, — наложив на них законодательный запрет. Однако салафитов в Казахстане много. Поэтому было принято решение не запрещать, а вести против этого течения просветительскую борьбу.
После прошлогодней кровавой бойни в Алматы компетентные органы начали поодиночке уничтожать лидеров и очаги этого течения. Согласно неофициальным сведениям, сегодня в стране насчитывается 370-380 лидеров салафистских групп. А общее количество салафитов вместе с членами их семей перевалило за 100 тысяч.
Основные очаги распространения салафизма — Атырау, село Ганюшкино, Жанаозень в Мангыстауской области, Актобе, Кандыагаш, Темирский район, города Сатпаев и Жезказган Карагандинской области, город Аягуз ВКО и Екибастуз Павлодарской области. Кроме того, большая группа радикалов данного течения сосредоточена в Алматы и Шымкенте.
Кажется, компетентные органы полагают, что
если арестовать лидеров, рядовые члены течения могут отказаться от своих убеждений
Помнится, после законодательного запрета течения «Таблиги жамаат» и задержания его лидеров течение перестало существовать.
Основной род деятельности салафитов охватывает четыре сферы.
В западных регионах занимаются кражей нефти.
Главная проблема салафитов – цивилизованное государство они считают государством неверных, кафиров и руководствуется понятием: сколько вреда нанесешь цивилизованному государству, столько милости ты получишь от Всевышнего. Думаю, спецоперация в Шымкенте — решение, принятое после анализа событий в Актобе и Алматы».
Переводные статьи содержат исключительно оценки оригинала и не отражают позицию 365info