Именно поэтому планируется привлекать горожан, рассматривая их идеи и предложения по реконструкции города.
В планирование и модернизацию транспортной инфраструктуры городов Казахстана должны быть вовлечены не только инженеры и архитекторы градостроительного планирования, но и жители. Ведь именно они являются основными пользователями этих систем. Этого мнения придерживается Елена Ерзакович, менеджер проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт г. Алматы». Она отмечает, что именно в этих целях была создана летная школа по устойчивой городской мобильности.
— Мы решили провести эту летнюю школу и пригласить в нее участников из разных городов, причем не только из Казахстана, но и из других стран СНГ.
И объединить их в специализированные группы. В каждую группу мы приглашаем как архитекторов, инженеров проектировщиков, так и специалистов по работе с общественностью и самих представителей общественности. Целью школы, в первую очередь, является повышение квалификации молодых специалистов, чиновников, представителей общественных организаций, профессиональная деятельность которых связана с планированием транспорта и городской среды. Лекторами школы являются международные эксперты в сфере транспортного планирования с многолетним опытом работы.
Обучение будет проходить в интерактивном формате, с помощью рассмотрения реальных объектов городской инфраструктуры
Мы надеемся, что в рамках этого диалога «родятся» какие-то значимые интересные проекты, которые будут предложены властям для реализации,- отмечает Ерзакевич.
По ее словам, в рамках летней школы будет представлен проект, касающийся улучшения инфраструктуры отдельного микрорайона Астаны, с точки зрения энергоэффективности и транспортных связей. Помимо этого, в рамках летней школы будут рассмотрены две территории в Алматы.
— Сегодня нам нужно больше интеграции между горожанами и профессионалами. Когда мы говорим о транспорте, у каждого горожанина есть своя идея и свое видение, как решить ту или иную транспортную проблему.
Говоря о частном транспорте в Алматы, Елена Ерзакович отмечает, что на сегодняшний день в городе зарегистрировано более полумиллиона машин.
— Уровень автомобилизации (среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей, — прим. автора) у нас составляет 340, и это средний средний уровень. Нам
надо сдерживать эту автомобилизацию, потому что пространства у нас больше нет для машин. Мы физически не можем изменить параметры наших улиц,
соответственно нам надо думать, как удовлетворить потребности горожан в мобильности — в перемещении на работу и с работы, — говорит эксперт.
Основная цель модернизации Алматы, по ее мнению, заключается в том, чтобы сделать город удобным для передвижения с наименьшим воздействием на окружающую среду.
На улицах Алматы появится еще больше деревьев
— Мы не сможем быстро поменять весь наш автопарк. Надо понимать реалии: нельзя заставить людей избавиться от старых автомобилей, которым 10 и более лет, пока у нас не будет на государственном уровне какой-то программы стимулирования изменения в потреблении автомобилей, к примеру, через налоги. Соответственно, единственный на данный момент выход для нас — улучшить качество общественного транспорта, чтобы у людей была реальная альтернатива — на него пересесть.
Кроме того, в Алматы нужно более продуманно подойти к организации перемещений людей на короткие расстояния.
— Город у нас достаточно компактный в некоторых моментах. Есть перемещения меньше 5 километров. И физически неэффективно делать их на машине. Людям это надо объяснять.
Также нужно улучшать инфраструктуру для того, чтобы люди смогли ходить или передвигаться на небольшие расстояния на велосипедах.
— В каждом микрорайоне нужно улучшать транспортную доступность и безопасность дорожного движения. Делать освещение для того, чтобы наши пешеходные переходы, наши улицы стали для людей более дружелюбными. Позитивные результаты можно увидеть на примере присоединенных к Алматы территорий. Я сама живу в Наурызбайском районе. И как только там сделали тротуары, люди стали гулять по улицам вечерами, хотя до этого людей на улицах там не было видно вообще. Это говорит о том, что, создав условия, мы получаем результат. То же самое, я считаю, и с велодорожками — неоднократно проскальзывает «негатив» о том, зачем их создавать, если малое количество велосипедистов. Но
когда соответствующая инфраструктура будет создана, люди сами захотят попробовать, зная, что езда будет безопасной
и не боясь, что кто-то в общем потоке машин их может задавить. И детей будут отправлять в школу на велосипедах, не боясь за их безопасность, — рассуждает Ерзакович.
При этом, по ее словам, велодорожки нужно строить продуманно. Ведь сегодня горожане неоднократно жаловались на то, что на месте строящихся дорожек вырубаются здоровые деревья.
В акимате Алматы рассказали, как изменятся центральные улицы города
— При строительстве велодорожек надо по максимуму стараться избегать вырубок. А для этого у нас должны быть высококвалифицированные, подходящие ко всему с умом, инженеры и проектировщики, которые будут способны предложить несколько вариантов. Сегодня, к сожалению, таковых не хватает:
у нас большой кадровый дефицит людей, которые способны выполнять именно точечную работу, используя весь инструментарий, который есть.
Поэтому в рамках школы мы и привлекли самих жителей, именно они порой предлагают дельные решения, которые до этого никто не брал в расчет. Как говорится, одна голова — хорошо, а много — лучше. Поэтому, я считаю, что нужно как можно активнее вовлекать горожан, в спокойном режиме обсуждать их предложения и оценивать их с разных точек зрения, — считает эксперт.
Елена Ерзакович считает весьма перспективным проект легкорельсового транспорта (ЛРТ) в рамках улучшения городской инфраструктуры. Но, по ее словам, пока не хватает «мускульной» силы, чтобы сдвинуть его с места.
Реанимировать алматинскую трамвайную сеть смысла нет — Байбек
— В настоящее время над реализацией проекта работает группа экспертов, они разрабатывают тендерную документацию. Этот проект планируется реализовать в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Я верю в будущую успешность данного проекта. Нам необходимо восстанавливать старый трамвайный коридор. К тому же, сейчас идет активное развитие Алатауского района и, учитывая, что трамваи будут заходить на эти территории,
это даст людям альтернативу по части передвижения. В настоящий момент там строятся многоквартирные комплексы, хотя уже сейчас люди, живущие там и работающие в центре города, испытывают проблемы с передвижением
Для людей, живущих в пригородах, также необходимо решить проблему с пригородным транспортом. По словам Ерзакович, в ближайшее время будет создана сеть магистральных маршрутов.
— В планах у города — приобретение крупных автобусов. Для таких направлений как, к примеру, Талгар или Каскелен необходим качественный автотранспорт. Можно долго говорить о том, что и туда надо заводить трамваи. Но сейчас мы не можем решить многие проблемы внутри города, так что такие радикальные изменения требуют времени и средств.
В ближайшей перспективе мы должны делать ставку на развитие пригородного автобусного сообщения,
с предоставлением качественного подвижного состава и обеспечением достойного качества перевозок за приемлемую цену.