Версий относительно грядущего передела мира несколько. Самые кровавые из них говорят о миллиардах жертв.
Согласно данным портала «Закон Времени», оборот одной только Wal-Mart Stores (американская компания, управляющая крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли — $485,6 млрд) сопоставим с ВВП Норвегии ($500 млрд) или Австрии ($437 млрд). Чтобы покрыть оборот этой гигантской корпорации понадобится 5 ВВП Словакии, 6 ВВП Беларуси или Азербайджана, 15 ВПП Латвии, 61 ВВП Молдавии или 565 ВВП Гренады. В этой корпорации работает 2,2 млн человек, что вполне сравнимо с населением той же Латвии или Молдавии. И все чаще звучит предположение, что
скоро поменяется сама форма мироустройства. Государства свое уже отжили, мир будут делить транснациональные корпорации,
причем не просто как рынки сбыта или сферы влияния — а как вполне официальную собственность.
Например, такого мнения придерживается российский эксперт Сергей Ермаков. Он считает, что
государства свою борьбу корпорациям уже проиграли и доживают последние десятилетия
— Исторически у государства есть свои плюсы, например, возможность объединения людей, их защита, обеспечение всем необходимым для жизни, условиями для самой разной деятельности. Но около 100 лет назад у него появился конкурент, который оказался гораздо более эффективным, — считает Ермаков.
Имя этому конкуренту – корпорации. Трансконтинентальные бизнес-структуры, создающие технологии и владеющие формирующими финансовыми активами, наднациональные и надгосударственные по сути своей. Например: Microsoft, Google, Apple, Hewlett-Packard, IBM, Dell, General Electric и многие другие. Плюс стоящие за многими из них банки.
Билл Гейтс уступил место самого богатого человека в мире
Чтобы масштабы стали понятнее, эксперт подчеркивает, что
«в России собственных Корпораций подобного уровня – нет, Газпром или Лукойл – мелкие игроки на мировом рынке,
и они являются сырьевыми, а не технологическими, то есть – ничего не создают».
Автор перечисляет основные признаки государства, среди которых территория, население, язык, символика, деньги, армия, законы. Есть и другие, но менее значимые. И все основные признаки в полной мере присущи и транснациональным корпорациям:
Кроме того, корпорации имеют собственные энергосистемы, для своих сотрудников у них есть школы, вузы, больницы.
Корпорации ориентированы на прибыль, то есть – на расширение рынка (экспансию) – это своего рода – эквивалент захватнического империализма (только более экономического, чем военного). При этом их конкурентное преимущество в том, что государство несет огромное количество обязанностей по отношению к населению и территории, а корпорации — нет.
Пенсии казахстанцев пойдут в Facebook и Apple
Парадоксально, но при этом корпорациям проще заманить к себе людей (сформировать высоко лояльное население), поскольку они реагируют на запросы быстрее, чем медленная государственная машина.
— Государства добровольно передавали все больше и больше полномочий и функционала корпорациям, осознавая, что сами не справляются,
но не осознавая последствий, — утверждает автор.
В качестве примера Ермаков приводит следующий факт. В 2013 году глава компании Apple Тим Кук на ежегодной конференции «Worldwide Developers Conference» сообщил, что 98% компаний, представленных в списке «Fortune 500», используют продукцию Apple. Это означает, что по сути
Apple контролирует 98% потока мировой бизнес-информации и все те, кто пользуется их системами и устройствами – напрямую зависят от воли Apple
У корпораций нет на сегодняшний день слабых мест, им не нужно нести социальную ответственность за всех людей на какой-либо территории, платить им пенсии, пособия, думать об их здоровье, образовании, питании, отдыхе, жилье, развитии. Им нужно заботиться и воспроизводить – только своих сотрудников, причем отчасти за счет своих же сотрудников (пример: Microsoft платит зарплату своим сотрудникам, а они на эти деньги покупают их же технику и деньги возвращаются в Microsoft). Корпорациям для существования не нужно ничего – кроме доступа к пользователям.
Ермаков придерживается самой радикальной и самой суровой гипотезы относительно ближайшего будущего. Сейчас государство — это «узаконенная дубинка» и ширма для раздела сфер влияния. Этот процесс еще продлится какое-то время (может 30-40 лет), а дальше – наступит новая эпоха социальной организации.
Хакеры Аnonymous предупредили о скором начале Третьей мировой
— Патриотизм, национализм, выборы, партии, президенты, правительства, конституции и многое другое – все это в скором времени останется лишь в воспоминаниях
К сожалению, ситуация осложняется еще и тем, что разрушению и замене подвергнутся не только условные категории, обозначенные выше, о них едва ли кто-то будет сожалеть, но и куда более реальные: нации, этносы, языки, традиции, культуры, — утверждает он.
Мало того, переустройство мира, согласно этой версии, окажется максимально кровавым.
— Все, что осталось сделать корпорациям, чтобы окончательно разделить между собой социальный мир, — это официально объявить государства несостоятельными, устроить «всемирный дефолт», обанкротить ключевые страны и поставить людей перед фактом, что теперь – государств больше нет, есть лишь корпорации.
Уже идет период тотального передела, и это унесет жизни еще многих миллионов (скорее, миллиардов) человек,
это неминуемо и неотвратимо, точка невозврата пройдена многие десятилетия назад, — говорит Ермаков.
https://365info.kz/2017/06/globalizatsiya-nastupaet-dazhe-iz-mirovyh-yazykov-mogut-vyzhit-ne-vse/
Другие версии более мягкие. Во-первых, открытых столкновений и массовых жертв они не предусматривают. Кроме того, о потере идентичности речи тоже не идет. Например, человеку не будут предлагать (и не предлагают сейчас) отрекаться от своей национальности или гражданства.
— Он всего лишь становится максимально зависим от правил и условий компании, получая взамен зарплату и соцпакет — некоторое подобие заботы о гражданах, от здоровья и благополучия которых зависит прямая прибыль корпорации, — считает по этому поводу журналист Александра Захарова, — правила внутри компании давно работают куда лучше трудовых кодексов, от сотрудников требуют максимальной лояльности и приверженности корпоративным ценностям.
Хотя Захарова согласна, что в выборе методов и инструментов корпорации могут и не стесняться — если их руководство сочтет, что это выгодно.
— Транснациональные корпорации начали активно вмешиваться в мировую политику с 1950-х. Так, в 1954 г. компания United Fruit Company контролировала почти половину сельхозземель Гватемалы. Однако земельная реформа, заявленная властями страны, должна была лишить компанию права на земли.
И корпорация добилась переворота в стране
В 1964 г. ITT, владевшая оператором телефонной связи в Бразилии, способствовала свержению президента Жоана Гуларта, который мог национализировать ее активы. А еще через 10 лет эта же компания способствовала приходу к власти в Чили Аугусто Пиночета. В современном мире корпорации ищут другие способы воздействия на политику:
на первое место вышел корпоративный лоббизм, когда через политиков бизнес пробивает необходимые ему законы
Самый яркий пример — экономический форум в Давосе, на котором крупные компании вырабатывают глобальную повестку мировой экономики, — говорит она.
Новый нефтяной кризис будет сильнее предыдущего — Чукин
Впрочем, все теории «корпоративной эволюции» сходятся во мнении, что «государства уже проиграли».
— У государства нет шансов, нет инструментов, нет ресурсов сопротивляться, да и смысла тоже, потому что сопротивляться нужно было 100 лет назад,
— утверждает Сергей Ермаков.
— Около 80% всех научных исследований также финансируют корпорации, а не государства. А это еще и задел на будущее, и построение его в зависимости от корпоративных, а не государственных или национальных интересов. Чем они будут отличаться — скорее всего, уровнем технократичности и глобализации. Что касается гуманности новых технологий, то все будет зависеть от того, куда дует ветер прибыли, — вторит ему Александра Захарова.
По мнению последней, не стоит забывать о влиянии социальных медиа. Facebook и Google уже давно определяют информационную политику и настроения.
https://365info.kz/2017/08/strasti-po-facebook-u-gosudarstvo-zagnalo-sebya-v-medijnuyu-lovushku-ekspert/
Facebook презентовал создание некоего подобия «общества Facebook» с элементами самоуправления. Цель — попытаться защитить права представителей этого самого общества в том случае, если государство помочь человеку не может.
— К тому же условия работы в международных компаниях вроде Google давно обросли легендами, и
принадлежность к этой компании зачастую выглядит чуть ли не более престижной, чем гражданство определенной страны
— речь здесь не о патриотических чувствах, а о банальном обеспечении комфорта и безопасности, — утверждает она.
И между прочим, первые ласточки «нового порядка» уже появились.
В конце января 2017 в Дании объявили о создании должности «цифрового посла», в чьи задачи будет входить взаимодействие с компаниями вроде Apple и Google
— Эти компании стали видом новых стран, — заявил тогда Самуэльсен в интервью датской газете Politiken, — состояние больше, чем у какой-либо страны, с которой Дания поддерживает традиционные дипломатические отношения.