Прибавка учителям за английский — это неплохо. Но было бы лучше, если бы государство делало акцент на китайском, говорит политолог Замир Каражанов.
Надбавка к зарплате в 200% учителям, начавшим преподавать на английском языке, будет составлять по факту порядка 35 тыс. тенге. Об этом сообщила вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова. Будет ли эта сумма стимулировать педагогов на самом деле? Впрочем, по мнению политолога Замира Каражанова, вопрос на сегодняшний день заключается далеко не в этом.
По мнению политолога, решив внедрять программу трехъязычия в школах, нужно делать упор на китайский язык, а не на английский.
— Ввиду тенденции экономического усиления Китая, лет через 30-50 именно китайский язык станет актуальным во всем мире,
— убежден Каражанов.
Все школы Казахстана должны быть казахскими — ученый
Политолог считает, чтобы внести положительные реформы в школьное обучение, нужно начинать с малого, а именно с учебников.
— У меня остались советские учебники со школьных времен. Так вот, читать их — это как читать детектив, настолько интересно и захватывающе они написаны.
Сейчас же задания в учебниках порой составлены настолько сложно, что даже взрослый не сразу разберется, не то что ребенок
Причем задания то написаны на родном языке, на котором школьник детства разговаривает! — отмечает Каражанов.
По его убеждению, в первую очередь качество образования нужно повышать на русском и казахском языках.
— Об английском не нужно забывать — обучение этому языку нужно совершенствовать. Чтобы дети действительно начинали общаться на нем на разговорном уровне. Иначе получается, что люди, закончив школу, решают ехать учиться в Россию. А это говорит о том, что наша система образования проигрывает российской — она менее конкурентоспособна, — замечает политолог. — У нас, насколько я знаю, при подготовке, педагоги английский язык изучают не углубленно. А значит, чтобы в совершенстве преподавать на английском, они должны сами где-то изучить этот язык. А курсы в таком случае будут стоить далеко не 35 тысяч, которые им собираются надбавлять. Да и надо понимать, что владеть английским на разговорном уровне и объяснять такие технические дисциплины, как физика на нем — это разные вещи. Многие учителя уже не молодые, а некоторые и вовсе предпенсионного возраста. В свое время они на английском не обучились, а сейчас и вовсе браться за английский язык они не видят смысла. Кстати, некоторые учителя и на русском не могут нормально изъясняться, не то что на английском, — подмечает он.
По словам Замира Каражанова, особо остро сегодня встают проблемы с образованием в сельских школах.
— Я считаю, что в Казахстане нужно форсировать урбанизацию: переселять население в города. Сегодня на селе у нас очень много безработных людей, это факт. В селах сегодня у нас чуть меньше половины населения Казахстана живет. Но
если сравнить с развитыми странами — то там доля сельского населения очень низкая. Сейчас, строя инфраструктуру и улучшая образование в селах, мы тратим бешеные деньги
А результат какой? Там безработица, и люди все равно перебираются в города. Поэтому рациональнее заранее делать условия для переселения людей туда, где есть все блага цивилизации. Но само переселение не должно при этом спровоцировать напряженность в городах — поэтому делать это надо продуманно, — говорит политолог.
Обратная тенденция: казахстанцы покидают города и едут в села
Он убежден, что переселение людей в города не скажется отрицательно на сельском хозяйстве Казахстана.
— Надо повысить производительность труда на селе — обеспечить фермерские хозяйства всей нужной техникой. Нет смысла одну картошку растить десятерым людям. От этого только ее конечная стоимость увеличивается. Должно быть так, чтобы один человек мог обрабатывать целое картофельное поле! А для этого должна быть механизация труда, — заключает политолог.
Типичный безработный в Казахстане — селянин с неполным средним образованием