Наращивание экономического партнерства Казахстана и Китая вполне объяснимо без алармистских теорий об экспансионистских планах КНР в Центральной Азии.
Таково мнение политолога Александра Ревского, высказанное на сайте Информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства.
Казахстан планирует начать поставки природного газа в Китай ближайшей осенью. Об этом сообщили в министерстве энергетики республики. Астана и Пекин продолжают наращивать сотрудничество и расширять его спектр. Сырьевой сектор, транспортная инфраструктура, торговля, обрабатывающая промышленность, строительство и сельское хозяйство – это далеко не полный список сфер сотрудничества Казахстана и КНР.
И это оно, судя по всему, обусловлено отнюдь не только географической близостью стран. Среди всех соседей Китая именно Казахстан уже не первый год лидирует по объемам инвестиций из Поднебесной. За последние 12 лет приток прямых инвестиций из Китая в экономику центральноазиатской республики составил $13,9 млрд. В Казахстане на данный момент зарегистрировано почти тысяча предприятий с участием китайского капитала. Объем товарооборота между странами в прошлом году превысил $7,5 млрд.
Прокормит ли Казахстан Китай? Фермеры говорят о рисках экспорта продуктов в «Поднебесную»
Чем объяснить такой интерес Китая именно к Казахстану? Очевидно, КНР таким образом пытается диверсифицировать свой подход при реализации проектов на евразийском пространстве, будь то сфера энергетики или транспортной инфраструктуры, и тем самым минимизировать риски в случае проблем по другим, отличным от казахстанского, направлениям. Именно официальная Астана в нынешних экономических и политических реалиях выглядит самым надежным партнером на пространстве Содружества Независимых Государств.
В качестве аргумента приведу несколько фактов и цифр. ВВП Казахстана продолжал расти даже в самых суровых условиях мирового кризиса и западных санкций в отношении ближайшего соседа и одного из крупнейших партнеров Астаны – России. Для наглядности: в 2015-2016 годах реальный ВВП России находился в минусе: -2.8% и -0.2% соответственно. В тот же период и при тех же условиях внешней экономической конъюнктуры рост ВВП Казахстана составлял +1.2% и +1.1% в 2015 и 2016 годах соответственно.
Европа или Китай: с кем будет дружить ЕАЭС — мнения экспертов
О политической стабильности Казахстана, полагаю, говорить вообще излишне. Это то, что на виду, что очевидно и бесспорно. Казахстан отличается стратегически выверенным на годы вперед внешним курсом, предельно понятной и не сулящей сюрпризов позицией по самым острым вопросам мировой повестки — то есть всем тем, чего так не хватает в современных международных отношениях, и тем, что так ценят партнеры.
Поэтому интерес Китая именно к Казахстану вполне оправдан. Это важный и надежный партнер, сотрудничество с которым приносит Пекину несомненную экономическую выгоду. Благодаря новым транспортным коридорам центральноазиатская республика открывает для Китая путь в Европу, сама при этом получая профит в виде современной инфраструктуры на своей территории и укрепления статуса надежного транзитного государства.
В рамках китайского проекта нового Шелкового Пути «Один пояс – один путь» в Казахстане за 4 года было построено 3000 км автомобильных дорог и 1500 км железных дорог, которые соединили Западный Китай с Каспием и странами Старого Света. В целом Казахстан задействован в трех направлениях Евразийского трансконтинентального коридора экономического проекта Шелкового пути:
Китай в Казахстане: молчание правительства рождает домыслы
Эти направления предполагают движение по шести маршрутам, и Казахстан участвует в пяти из них. То есть Астана для Пекина сейчас ключевое звено одного из самых амбициозных экономических и в определенной степени геополитических проектов Поднебесной в ее современной истории.
Кроме того, Казахстан для Китая с его стремительно растущими топливно-энергетическими потребностями и гастрономическими аппетитами — это еще и надежный поставщик. Не только углеводородов. С недавнего времени Казахстан экспортирует в Поднебесную сельхозпродукты: пшеницу, масличные культуры, мед. А в ближайшее время начнет продавать Китаю еще и мясо.
И такое по-настоящему взаимовыгодное экономическое сотрудничество имеет место на фоне полного отсутствия политических разногласий между Казахстаном и Китаем. Как заявил Нурсултан Назарбаев, принимая в Астане Си Цзиньпина в июне этого года:
«Отношения Казахстана и Китая — это образцовые межгосударственные отношения. У нас нет нерешенных вопросов, любые возникающие вопросы решаются»
Китай возлагает на Казахстан большие надежды
И надо сказать, что такая тенденция для этого дуэта не нова. Она имеет исторические корни. Казахстан первым из государств Центральной Азии после развала Советского Союза урегулировал все погранично-территориальные споры с Китаем. 26 апреля 1994 года между КНР и Казахстаном был заключен договор «О казахстанско-китайской государственной границе», который определил линию прохождения рубежей на всем их протяжении, за исключением двух участков.
И уже в 1999 году процесс делимитации был завершен окончательно. При этом Казахстан демонтировал все инженерно-фортификационные сооружения на границе, возведенные в оборонительных целях во времена Советского Союза на случай агрессии со стороны Китая.
В этом контексте, думается, что так называемые «антикитайские» стереотипы о якобы планах Поднебесной начать экспансию в Центральной Азии выглядят крайне необоснованными. КНР, очевидно, намного выгоднее поддерживать цивилизованное сотрудничество со всеми вытекающими из него вышеперечисленными выгодами.