Эксперт рассказал о возможности проведения переговоров о свободной торговле ЕАЭС с Турцией.
Министр экономики Турецкой республики Нихат Зайбекчи, выступая на пленарной сессии «Новый этап российско-турецкого партнерства в торгово-экономической сфере» на 86-ой международной многоотраслевой ярмарке в Измире 18 августа,
заявил о намерении Турции заключить соглашение с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС)
Тема взаимодействия Турции со странами-участницами ЕАЭС является предметом активных обсуждений экспертов. Специально для Пресс-клуба «Содружество» директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров рассказал о возможности проведения переговоров между Турецкой республикой и ЕАЭС.
Узбекистан и ЕАЭС: вступление исключено, но торговать можно — эксперт
Прежде всего, эксперт уточнил, что вступление Турции в ЕАЭС (как несколько раз прозвучало в прессе) «на повестке дня не стояло, не стоит и никогда не встанет», и на это есть свои причины.
Первая заключается в том, что Армения – действующий член Союза. Вторая – у Турции есть свои европейские обязательства. Третья – ее многовекторная политика. Так что
речь идет о соглашении о свободной торговле, возможно в урезанной форме,
пояснил Винокуров.
Турция является одним из наиболее перспективных торгово-инвестиционных партнеров стран Евразийского экономического союза, подчеркнул эксперт. Она занимает 6-ое место в рейтинге стран-торговых партнеров ЕАЭС по общему обороту торговли, но реальный потенциал после преодоления политического кризиса в отношениях с Россией намного больше.
У России значительные прямые инвестиции в Турции (энергетика, нефтехимия, металлургия, банковский сектор). Кроме этого, идет строительство «Турецкого потока».
Европа или Китай: с кем будет дружить ЕАЭС — мнения экспертов
По мнению Винокурова, также является важным, что и турецкие инвесторы чрезвычайно активны в России, Казахстане, а в последнее время и в Беларуси. Их инвестиции диверсифицированы – строительство, промышленность, АПК. Их ПИИ достигли 7,4 млрд долларов, что больше инвестиций Южной Кореи.
В добавок ко всему, как отмечает директор Центра интеграционных исследований ЕАБР,
в России турецкие прямые инвестиции больше, чем китайские (по данным Центра интеграционных исследований ЕАБР на основе анализа отчетности компаний)
Подводя итоги, эксперт отметил, что разработка и подписание соглашения о свободной торговле (ССТ) ЕАЭС с Турцией были бы абсолютно оправданны и более того, приоритетны по сравнению с абсолютным большинством стран евразийского континента.
Однако, как отметил Венокуров, на пути ССТ стоит Таможенный союз Турции с Европейским союзом, которому уже 22 года (он был заключен в 1995 году).
«В соответствии с ним Турция обязана согласовывать все свои ССТ с Евросоюзом! Обратных обязательств не предусмотрено. Поэтому министр экономики Турции Нихат Зейбекчи и
заявил о «подписании таможенного соглашения, не нарушая соответствующего соглашения с ЕС»
Обязательства перед Евросоюзом, к сожалению, на текущем этапе серьезно ограничат объем и глубину возможного соглашения», – заключил собеседник.