Мирные космические мусорщики имеют двойное предназначение и могут в один момент стать военным объектом.
Сергей Савельев, заместитель генерального директора по международному сотрудничеству Роскосмоса, в интервью ПИР-Центру «Россия и ядерное нераспространение» рассказал о космическом оружии, перспективах освоения околоземного пространства и соперничестве в космосе.
В СМИ неоднократно писали, что
средства по утилизации космического мусора могут использоваться как оружие против спутников других государств
Эти страхи Сергей Савельев считает вполне обоснованными. Вообще, уборка происходит следующим образом: спутник-мусорщик (в военной терминологии — спутник-инспектор) должен приблизиться к мусору, захватить его соответствующим приспособлением и свести с орбиты (или увести на орбиту захоронения). То же самое можно проделать не с мусором, а вполне себе с действующим космическим аппаратом (разумеется, не масштабов МКС).
Казахстанская ракета полетит в космос в 2025 году
— Любой спутник-мусорщик может быть потенциально использован в военных целях, то есть имеет двойное назначение. Также в военном лексиконе существует термин удаление некооперирующего/нефункционального объекта. А это может быть как действительно мусор, так и космический аппарат некой недружественной державы, — говорит эксперт.
Причем позже владельцу уже бывшего аппарата вполне могут заявить, что «мы считаем, что ваш спутник не работает по назначению, поэтому уничтожили его, как космический мусор», и предложат заплатить за услугу. В международном праве, утверждает Савельев, нет четко сформулированного механизма, который бы защитил от такого поворота.
Проблемы отношений России и Европы ощущаются даже на Марсе
Кроме того,
если потенциально любой спутник может быть использован в качестве перехватчика, он же может быть объявлен оружием
— Также можно объявить и любые детали, отделяющиеся от ракет-носителей при запуске, поскольку теоретически они могут поразить чужой космический аппарат. Тем более, что четкие и признанные на международном уровне критерии определения преднамеренности или непреднамеренности выведения спутника из строя на настоящий момент фактически отсутствуют, — утверждает Савельев.
Границы между вооружениями различного назначения вообще сильно размыты, говорит эксперт. Например, 21 февраля 2008 г. США перехватили собственный нерабочий спутник с помощью стандартной морской зенитной ракеты SM-3. Она стоит на вооружении в США и Японии, а в свое время предлагалась на экспорт в Турцию.
— Иными словами, мы имеем фактическое подтверждение, что,
вероятно, любая зенитная ракета дальнего действия теоретически может быть использована в качестве противоспутникового оружия,
— подчеркнул Савельев.
Почему Путин отказался от полигона в Казахстане?
При этом эксперт утверждает, что сама угроза от космического мусора, наоборот, сильно преувеличена. По его словам, сейчас
«вероятность столкновения двух космических объектов на орбите примерно равна возможности попасть под автомобиль на Красной площади»
Тем не менее и эту возможность, что называется, «держат в уме». Создана и развивается система контроля околоземного пространства. Также реализуется проект создания АСПОС ОКП — автоматизированной системы предупреждения об опасных сближениях в околоземном космическом пространстве.
— В России уже давно приняты меры технологического характера, призванные уменьшить количество космического мусора. Разгонные блоки и отработавшие свое спутники в зависимости от остаточных объемов топлива либо сводятся с орбиты и сгорают в атмосфере Земли, либо уводятся на орбиты с низким сроком орбитального существования или орбиты захоронения с последующей пассивизацией, то есть сбросом всех жидкостей и газов, которые могли бы способствовать разрушению космических объектов, — поясняет Савельев.
НЛО сфотографировали над Астаной
Вместе с тем еще многое остается сделать. Например, предлагают создать международный информационный центр при ООН, чтобы свести воедино данные об обстановке в околоземном пространстве, которые получает каждое государство.
— В результате мы существенно улучшим всеобщую ситуационную осведомленность, а также наши возможности по орбитальному планированию и снижению рисков опасного сближения космических объектов, — прокомментировал эксперт.
Говоря о важности околоземного пространства, Сергей Савельев напомнил, что сейчас любое государство зависит от космических услуг.
— Существенная часть потока данных в Интернете идет через спутниковые порталы. Практически все удаленные и труднодоступные районы не имеют иной альтернативы в области связи. Подавляющее большинство смартфонов сейчас имеет функцию навигации с использованием спутниковых систем. Наверное, все крупные транспортно-логистические компании пользуются плодами прикладной навигации, когда диспетчеры могут в режиме реального времени отслеживать перемещения машин и их использование, — перечислил он.
«Казкосмос» разработал навигатор для потребителей
Другое, менее известное использование спутниковых навигационных систем — это синхронизация банковских транзакций по сигналам точного времени, получаемым со спутников. Наконец дистанционное зондирование Земли также связано с работой спутников. Они помогают в картографировании, поиске полезных ископаемых и археологических объектов, мониторинге экологической обстановки.
— Если всего этого не станет,
по ряду направлений нам придется откатиться к технологиям 1960–1970-х годов
Такой сценарий не представляется катастрофическим, а его последствия — непреодолимыми. Однако, безусловно, нашей задачей в плане международного сотрудничества — и мы над ней работаем — является недопущение его реализации, — утверждает эксперт.
Затронул Сергей Савельев и планы по освоению Луны и Марса. Такие проекты, по его словам, основа для тесного сотрудничества государств.
NASA опубликовало потрясающие кадры с пейзажами Марса
— Однозначно понимаем такие проекты в качестве основы для сотрудничества. Конечно, Россия, США, Китай и, возможно, Япония теоретически обладают возможностями реализовать лунный или марсианский проект в одиночку. Однако риски, связанные с его выполнением — финансовые, организационные, технологические, будут слишком велики. На данном этапе межпланетный полет — проект настолько комплексный, сложный и ресурсоемкий, что гораздо рациональнее реализовывать его в широкой международной кооперации, объединяя воедино опыт и ноу-хау разных стран.