Канадская компания с конца 90-х подает иски на Казахстан, ссылаясь на соглашение между Канадой и СССР. Хотя официальная правопреемница Союза — Россия.
В 1995 году, вскоре после развала СССР, канадская компания World Wide Minerals Ltd обратилась к правительству Казахстана с деловым предложением. Республика должна была отдать ей в разработку урановые месторождения вместе с уранодобывающим комплексом и горно-химическим комбинатом.
В обмен на это WWM пообещала инвестировать в развитие отрасли (то есть комплекса и комбината) не менее 100 млн долларов США в течение нескольких лет, привлечь стратегических финансовых и промышленных партнеров и инвесторов, а заодно содержать в должном виде всю социальную инфраструктуру вокруг комплекса (детские сады, отопительные системы соседнего города и т. д.). И кстати, через полгода с момента заключения контракта обязалась представить план реструктуризации полученных в управление предприятий. При этом менеджеры WWM заверяли, что казахстанских рабочих увольнять не будут, обещали их переучить и даже отправить на повышение квалификации в Канаду. Спустя год такой контракт был подписан.
WWM получила, как и многие иностранные инвесторы, приходившие в Казахстан в тот период, режим наибольшего благоприятствования
То есть получила максимальные льготы по налогам и привлечению иностранной рабочей силы. Более того, Казахстан дал гарантии, что канадская компания получит лицензию на экспорт урана на международном рынке. Впрочем, делать она это должна была на основе законов Казахстана, Договора о нераспространении ядерного оружия и других столь же важных договоров.
И вот тут начинается самое интересное. На момент заключения контракта с канадцами Соединенными Штатами Америки для Казахстана была установлена квота на продажу урана. И принадлежала она американской компании «Ньюкем», которая сотрудничала с казахстанской Национальной акционерной компанией по атомной энергетике и промышленности КАТЕП. WWM не могли об этом не знать. Но в декабре 1996 года, спустя всего два месяца после заключения договора с Казахстаном об управлении урановыми активами, канадцы начали требовать у правительства Казахстана выдать им квоту на торговлю с США.
Естественно, что отказываться от квоты КАТЕП не собирался и предложил WWM вести совместную разработку урановых месторождений на юге страны. Мол, оттуда и пойдет в США совместный уран. Было даже заключено стратегическое соглашение между двумя компаниями. Но WWM не торопилась вливаться финансово в СП с казахстанской госкомпанией. После чего КАТЕП просто разорвал соглашение.
Собственно канадцы из World Wide Minerals Ltd вообще не собирались вкладывать деньги в развитие казахстанского уранового сектора и даже тех предприятий, которые они получили в управление
Всего за полгода присутствия WWM Целинный горно-химический комбинат оказался в убытках на 9 млн долларов США, а уровень производства упал почти на 60 процентов. Рабочие заводов более полугода не получали заработной платы, а все социальные объекты, которые обязались содержать канадцы, были заброшены. То есть прибыльный урановый комбинат благодаря канадцам пришел в предбанкротное состояние.
На этом фоне казахстанская сторона воспользовалась одним из условий договора. Обвинив World Wide Minerals Ltd в нарушении казахстанского законодательства и нанесении значительного ущерба предприятию и окружающей среде, она разорвала контракт с канадцами.
Канадская компания, которая рассчитывала «подняться» на казахстанском уране, быстро разорилась, а ее имущество было распродано. Но судебные иски против Казахстана подаются до сих пор.
В начале 2000-х World Wide Minerals Ltd подавал иски в национальные суды США. Кстати, вопреки договору, которым предусмотрено обращение в третейский суд, находящийся в Стокгольме. Американская Фемида канадцам отказала с формулировкой, что «решение выдавать или не выдавать экспортную лицензию является суверенным действием Казахстана, основанным на внутренних законах». И признало, что лицензию-то Астана выдавала. Но не на торговлю с США. Тогда же Штаты отклонили и требования выплаты понесенных World Wide Minerals Ltd убытков в размере миллиарда долларов США.
Во время многолетних разбирательств в разных судах сумма «ущерба» WWM только росла. И вот почему.
Канадские юристы обнаружили то, что посчитали лазейкой в законе, и сослались на двусторонний договор об инвестициях между Канадой и СССР от 1989 г. Этот договор гарантировал защиту канадских инвестиций. По мнению канадской стороны (а сейчас во всех спорах интересы обанкротившейся WWM представляет Jones Day LLP), Казахстан является правопреемником СССР. По крайней мере, в части исполнения этого договора.
И это притом, что в 1991-1993 годах было объявлено, что правопреемником СССР является Россия. О чем, кстати, были заключены многочисленные международные договоры. В том числе и соглашение между РФ и Республикой Казахстан. А также соглашение участников СНГ о собственности бывшего СССР от 1991 года, соглашение о распределении всей собственности бывшего СССР за рубежом от 1992 года, соглашение с рядом зарубежных стран об урегулировании платежных обязательствах РФ по внешнему долгу СССР. То есть мир, в том числе и все члены Парижского клуба, куда входит Канада, признал, что по всем обязательствам СССР ответственность несет Российская Федерация. А значит претензии World Wide Minerals Ltd просто необоснованны.
Тем не менее,
трибунал в октябре 2015 года признал Астану правопреемником по инвестиционному договору Канады и СССР
Нонсенс, но это факт. И кстати, представитель канадской компании, воспользовавшись случаем, резко увеличил сумму иска к Астане. Теперь ущерб и недополученную прибыль они исчисляют в 2 млрд долларов США.
Следующее разбирательство по иску Канады (в лице World Wide Minerals Ltd) против СССР (в лице Казахстана) назначено на конец нынешнего года.
Чем закончится этот прецедент в международном праве, пока непонятно. Но если трибунал признает именно Казахстан правопреемником развалившегося Советского Союза, это может вызвать вал аналогичных исков по всему миру. Благо стран, которые образовались совсем недавно, отделившись от метрополий в виде Великобритании, Франции, Германии более чем достаточно. И недополученная прибыль местных компаний может значительно превысить при желании десятилетние бюджеты этих стран.
Источник: ИАЦ