Инфраструктура Алматы не справляется с катастрофическим ростом количества личного автотранспорта.
Власти города пытаются соблюсти баланс между обеспечением автовладельцев парковками и курсом на деавтомобилизацию, простые горожане возмущены хамской парковкой многих автолюбителей. Во что выливается конфликт интересов, рассказал eurasianet.org.
Парковка возле алматинского арбата и «Нурлы тау» станет платной
Как-то утром жильцы одного из зеленых районов Алматы вышли во двор и обнаружили срубленное под корень дерево. Позже выяснилось, что погубил его владелец автомобиля, которому отчаянно не хватало места для парковки.
Не лучше обстоят дела у владельцев автомобилей по всему Алматы, где
парковка обходится все дороже, а найти ее все сложнее
За последние два десятилетия количество автомобилей на улицах Алматы резко возросло.
Городские власти занимаются этим вопросом, борясь с проблемой в двух направлениях: стараются уменьшить пробки и устраняют незаконные парковки. Но эти меры влетают владельцам машин в копеечку.
Платная парковка в Алматы стала поводом для конфликта с полицией
Официальная статистика отражает масштабы проблемы. Согласно официальным данным, по состоянию на начало года в Алматы было зарегистрировано свыше 450 тыс. легких автомобилей, то есть в среднем по одной машине на четыре жителя. Кроме того, каждый год в город приезжает около 200-250 тыс. иногородних автомобилей. Результатом становятся многочисленные пробки в часы пик.
Одной из главных причин возникновения пробок является нехватка парковочных мест. В Алматы часто можно увидеть дороги со множеством автомобилей, неровно припаркованных по всему периметру.
Парковка в два ряда по обе стороны также является частым явлением, что еще более замедляет дорожное движение
Невзирая на риск получить штраф, автомобилисты паркуются с вопиющими нарушениями, часто на тротуарах и пешеходных переходах.
Волны народного негодования периодически заставляют городскую полицию принимать более решительные меры по борьбе с нарушителями.
Павлодарцу выстрелили в лицо в ходе ссоры из-за парковки
Недавно городские власти пообещали ужесточить наказания за парковку в неположенном месте и увеличить свой парк эвакуаторов. Также инспекторы дорожного движения в наказание отвинчивают у нарушителей номерные знаки, которые можно получить назад только после выплаты штрафа.
С другой стороны, власти также стараются создавать дополнительные парковочные места.
В районах с высоким спросом на парковку – у торговых и бизнес-центров, базаров – взиманием платы занималась армия нелегальных обслуживающих лиц, так называемых «жилетов» (названных так из-за зеленых жилетов, которые они носили). В общественных местах водители всегда могли оставить за собой право не платить никаких сборов, но многие все-таки делали это, т. к. боялись, что автомобиль могут поцарапать или проколоть шины. Этих обслуживающих обычно крышевали банды.
Эксперты могут только примерно подсчитать, какие суммы собирали «жилеты». Как сообщает сайт Kolesa.kz, источники в правоохранительных органах утверждают, что до того, как в ноябре «жилетам» официально запретили принимать денежные выплаты на улице, они «загребали» около 1 млн долларов в месяц.
В течение нескольких месяцев до введения запрета администрация Алматы выделила площади для создания до 6 тыс. парковочных мест в центральных и деловых районах города. Для облегчения внесения платы за парковку было создано мобильное приложение, хотя пользователи жалуются на частые сбои. Эти места ежедневно могут обслуживать до 12 тыс автомобилей.
В Алматы спилили дерево ради парковки
Власти планируют увеличить количество парковочных мест до 10 тыс.
Работники в желтых жилетах частной компании «Алматы спецтехпаркинг сервис» проверяют, оплатили ли услугу владельцы припаркованных автомобилей. Автомобилистов настоятельно просят не платить наличными людям в желтых жилетах.
Хотя подобные нововведения вывели парковочный бизнес из тени, они также значительно увеличили стоимость парковки. «Жилеты» брали 200 тенге (около 0,6 доллара) за день. Новые парковки стоят 100 тенге в час, правда «Алматы спецтехпаркинг сервис» также предлагает месячный абонемент стоимостью 6 тыс. тенге.
Как сообщили в «Алматы спецтехпаркинг сервисе», автомобилисты с удовольствием пользуются их услугами (правда, у последних просто нет выбора). Заполненность парковочных площадок компании превышает 85%. При этом месячные абонементы пока особым спросом не пользуются.
Упорядочение парковочного бизнеса оказалось прибыльным и для городских властей
За захват земли для парковки оштрафованы 32 алматинца
Только в первой половине 2016 года за относительно небольшие арендуемые компанией «Алматы спецтехпаркинг сервис» площади она выплатила в городскую казну около 250 млн тенге (770 тыс. долларов) налогов. Для сравнения, ранее за весь 2015 год компания заплатила всего 22,1 млн тенге (68 тыс. долларов), сообщает новостной сайт Radiotochka.kz. С вытеснением «жилетов» и увеличением количества парковочных площадок, вероятно, будут расти и доходы.
Но все это заставило экономных автомобилистов изыскивать все более творческие и разрушительные способы поиска бесплатных мест для парковки.
Популярными местами для парковки являются дворы у многоквартирных домов. Ранним утром, еще до начала рабочего дня, дворы начинают заполняться автомобилями. В результате жители, припарковавшие здесь свои машины, часто не могут выехать. Паркуются люди так плотно, что мамашам с детскими колясками приходится ходить по проезжей части.
Пенсионер Александр Кисляков сказал, что теперь обычная прогулка превратилась в прохождение полосы препятствий.
«Я уже старый человек, но вынужден прыгать [вокруг автомобилей]. Теперь я выхожу, только когда это абсолютно необходимо», –
пожаловался он.
Парковки в Алматы должны стать гораздо дороже — Байбек
В ответ жители начали возводить несанкционированные барьеры для автомобилей. Некоторые устанавливают бутафорские парковочные счетчики, чтобы отпугнуть автомобилистов. Однако власти борются с несанкционированными барьерами, поскольку те могут представлять опасность.
Представитель администрации города Алматы Айдын Керимбек сказал, что в ближайшие два года планируется построить многоэтажные автостоянки. По его словам, в настоящее время осуществляется принудительное приобретение необходимой недвижимости.
«Платная парковка – это защитная мера, предназначенная для разгрузки центра города. В Алматы мы хотим создать пространство, удобное для жителей и туристов, где можно прогуляться и приятно провести время с детьми и пожилыми родственниками», –
сказал Керимбек.
На избившего водителя «неотложки» автохама завели уголовное дело
Городские власти не особо скрывают, что их конечная цель – вытеснить автомобилистов и наконец улучшить экологическую ситуацию. В конечном итоге только самые состоятельные горожане смогут позволить себе регулярно пользоваться своим автомобилем.
Чиновникам хотелось бы, чтобы больше людей пересаживалось на общественный транспорт или велосипеды. С этой целью по всему городу появились специальные полосы для троллейбусов и автобусов. Однако в часы пик автобусы забиваются до отказа. Что касается велосипедов, сеть велосипедных дорожек пока весьма ограничена. Кроме того, учитывая, что Алматы расположен в холмистой местности, езда на них требует значительных физических усилий и очень хорошей физической формы.
Похоже, что вскоре часть автомобилистов отсеют путем естественного отбора