Вместо того, чтобы «ковырять болячки прошлого», нужно предлагать шаги по развитию страны в настоящем.
Сегодня в мире наблюдается усиление национализма, особенно это касается стран постсоветского пространства. Своими наблюдениями делится социолог Есет Есенгараев. При этом он отмечает, что в здоровом национализме, базирующимся на любви к родине, ничего плохого нет. Однако сегодняшний национализм, возникающий в Казахстане и России, нередко приобретает радикальные формы и при этом позиционируется как патриотизм.
— Патриотизм у нас и в бывших союзных республиках приобретает очень часто упрощенную форму, подразумевая только защиту страны, а также негативное отношение к другим народам.
Некоторые люди не могут просто любить свою родину. Им обязательно нужно параллельно кого-то ненавидеть,
тем самым «подпитывая» свои чувства. Их патриотизм — это практически разновидность ксенофобии. Хотя в здоровом понимании любовь к родине подразумевает гордость человека за достижение своей страны, когда он болеет за нее душой, стремясь прежде всего своей работой, а также общественной активностью исправить недостатки, — отмечает социолог.
В то же время, по наблюдениям Есенгараева, в Казахстане межэтнические отношения не приобрели в большинстве своем крайних форм.
На нефтяной игле: в Казахстане произошла деградация общественных ценностей — социолог
— Согласие между этносами в нашей стране поддерживается благодаря государственной политике, преобладающим ценностям и установкам казахстанского народа. Но говорить, что у нас все благополучно и гармонично, мы тоже не можем.
В сетях, прессе и повседневной жизни мы наблюдаем определенные негативные проявления межэтнических комплексов и установок
И если мы не будем их обсуждать и преодолевать, это может обернуться для нас более масштабными негативными последствиями. Тем более есть силы, которые заинтересованы в популяризации таких убеждений, чтобы использовать их в политических целях, — убежден социолог.
Есет Есенгараев отмечает, что
в своем большинстве национал-патриоты как правило ориентированы на прошлое и постоянно копаются в его «болячках»
Так, определенная категория людей считает, что в дореволюционном или советском прошлом люди жили лучше, но внешние силы разрушили их жизнь. А стало быть нужно возвращать утраченное, в том числе территории, некогда входившие в состав империи. Такого мнения, по его словам, придерживаются некоторые русскоязычные казахстанцы, а также российские националисты.
Это так называемый постимперский синдром, возникший на фоне шока от распада СССР
— Россия была центром Советского Союза. И русские были политически доминирующим народом. Хотя экономически жизнь русских не была лучше жизни остальных народов. Но распад СССР вызвал постимперский синдром, базирующийся на комплексах от потери роли «старшего брата». Хотя если бы на месте русских были казахи, украинцы или, допустим, латыши, у них был бы точно такой же синдром.
В основе постимперского синдрома лежит острое желание восстановления своего былого величия, в том числе «естественных» границ
того периода. Хотя в истории нет такого понятия, как «естественные границы» — народы всегда перемещались. Если мыслить такими понятиями, то и крымские татары могут сейчас заявить, что их границы располагались вплоть до Подмосковья, — говорит социолог.
Он отмечает, что территориальная экспансия как политика, приносящая определенную отдачу, была успешна только в древнем мире и в средние века.
— С захватом территорий в те времена увеличивалась налогооблагаемая база, рабочие руки, сырье и рынки сбыта. В современном мире экономические вопросы решаются более эффективно, без захвата территорий — за счет
Тунеядство и амбиции — новые тренды казахстанских безработных
Архаическая политика, ориентированная на территориальную экспансию в первую очередь вредит тем государствам, от которых исходит. Она приводит к краткосрочному психологическому эффекту, но в долгосрочном плане отвлекает страну от современного развития. А
по законам геополитики, если слабеет одна большая держава, например Россия, то соседняя держава имеет от этого только дивиденды. В данном случае это Китай,
ставший сегодня второй экономической державой в мире, — отмечает Есенгараев.
Малые народы, по его словам, наоборот, испытывают постколониальный синдром. Он характеризуется желанием страны максимально отдалиться от бывшей метрополии.
— Они были российскими колониями, а в советские годы — уже не колониями, а республиками, которым все равно приходилось подчиняться Москве. Но наряду с диктатом центр способствовал развитию «национальных республик». Советский этап нашего развития, конечно, имел и позитивные, и негативные последствия. Итоги зависят от способов интерпретаций. Если для одних советское прошлое видится только позитивно, то националистически ориентированные люди определяют его как негативный период истории и
считают, что казахов в 30-е годы намеренно подвергали уничтожению. Хотя в те времена не жалели ни русских, ни украинцев, ни евреев, ни татар —
все были на равных. И доказательств, что было решение уничтожать именно казахов, ни у кого нет. Наши национал-патриоты, вместо того, чтобы заниматься современными проблемами, улучшая жизнь в настоящем, продолжают копаться в «болячках» прошлого. Да, их нужно открывать и объяснять людям, что произошло. Но
абсолютизировать эти «травмы» и жить ими — это психологическая проблема, болезнь своего рода
Чаще всего постколониальный синдром, как и постимперский, загоняет народы в ловушку взаимных обвинений и обид, являясь негативным последствием распада империи, убежден социолог.
В целом, по его убеждению, у людей, подверженных как постимперскому, так и постколониальному синдромам, нет программы реалистичного современного развития, их лозунги основываются на обидах, а не на рациональной платформе.
— Главная задача интеллектуалов постсоветского пространства — преодолеть как постимперский, так и постколониальный синдром, взаимно помогать в этом деле друг другу, — замечает социолог.
Учитывая, что люди не являются рациональными машинами, национализм способен воздействовать на их эмоции
За счет этого националистические лозунги находят своих приверженцев.
— Люди имеют как позитивные, так и негативные предубеждения. Им всегда свойственно прославлять свое сообщество, видя его всегда в позитивном свете, очень часто приукрашенном. А другое сообщество, наоборот, — видеть преимущественно в негативном свете.
При универсальных для всех людей свойствах, в странах, где наблюдаются проблемы с развитием и которые испытывают кризисные состояния, люди особенно предрасположены к восприятию радикально-националистических лозунгов и призывов.
Почему казахстанцы как нация никогда не будут похожи на американцев — социолог
— Взять, к примеру, немецкий народ — очень образованный и внесший огромный вклад в развитие человечества. Тяжелейшая психологическая травма, полученная немцами из-за поражения в войне, была усугублена воздействием Великой депрессии. Именно в этот период они оказались предрасположены к лозунгам самого радикального национализма – фашизма.
В условиях, когда страны испытывает хронические трудности, связанные с развитием, лозунги национализма и религиозные идеи становятся очень востребованными
Потому что они имеют очень большой эмоциональный потенциал воздействия на людей, отмечает Есенгараев.
И все же, по его наблюдениям, у казахстанцев в большинстве сохранился иммунитет против радикального национализма. Но его необходимо постоянно поддерживать и укреплять.
Казахстанцы предрасположены к радикализму из-за советского наследия