Региональное религиозное объединение «Христианский центр свидетелей Иеговы» (ХЦСИ) считает, что казахстанские СМИ клевещут на него.
Скандал разгорелся после появления в прессе информации о смерти в Индии 4-летней Виктории Сусаевой из Костаная, страдавшей злокачественной опухолью печени (гепатобластомой). Мать Виктории — Наталья Сусаева — состоит в ХЦСИ. С отцом девочки Максимом Сусаевым она разведена.
Девочка проходила лечение в Национальном научном центре материнства и детства (ННЦМД) в Астане. Врачи центра настаивали на переливании девочке донорской крови для восполнения кровопотери после химиотерапии, однако мать в соответствии со своими религиозными убеждениями не давала на это своего согласия. При этом использование заменителей компонентов крови для маленькой пациентки было недопустимо по медицинским показаниям.
Мать увезла девочку в индийскую клинику, обещавшую провести курс терапии для Виктории без использования донорской крови. 16 июля Виктория скончалась. После этого казахстанское ОЮЛ «Ассоциация центров исследования религий» (АЦИР) сделало заявление, вызвавшее упреки в клевете со стороны ХЦСИ.
Умерла девочка, мать которой запретила переливание крови
АЦИР указало, что Наталья обманом получила у Максима разрешение вывезти их дочь в Индию. Женщина сказала отцу девочки, что решение согласовано с врачами ННЦМД. Однако завотделения онкологии центра Арман Абенов не знал о решении матери. Мать забрала дочь из клиники незадолго перед назначенной маленькой пациентке операцией, несмотря на то, что опухоль у девочки увеличилась. Врачей Наталья не предупредила.
Также общественники со ссылкой на Абенова утверждают, что члены ХЦСИ давили на медиков, требуя использовать при лечении Вики искусственные заменители компонентов крови.
ХЦСИ в своем официальном заявлении назвало заявления общественников ложными. Свидетели Иеговы привели комментарий Натальи Сусаевой.
«Я ценю большую работу, что провели врачи в Казахстане, однако мое решение отправиться в другую страну было принято в лучших интересах Виктории, и основывалось на желании предоставить ей лучшее возможное лечение, —
цитирует Наталью пресс-службы ХЦСИ. —
Я сообщила и.о. заведующего отделением доктору Мустафинову Д. А. о моем намерении отвезти дочь на лечение в Индию. Члены медицинской команды в Астане подтвердили, что они знакомы с докторами из больницы Aster CMI Hospital, и уверены в них как в высококвалифицированных профессионалах.
Доктор Мустафинов, а также лечащий врач Утебалиев Р. С. подписали документы о направлении моей дочери напрямую в больницу Aster CMI Hospital,
а также подписали разрешение на посадку в самолет (подтвердили удовлетворительное состояние для путешествия). Я проинформировала об этом моего бывшего мужа, и он сразу оформил доверенность на мое имя, чтобы везти Викторию в Индию».
Как указано на сайте ННЦМД, врачи Дулат Мустафинов и Руслан Утебалиев работают в отделении детской хирургии и трансплантации №1. Ранее упомянутый Арман Абенов — в отделении онкологии №4.
Также в ХЦСИ заявили, что представители религиозной организации никак не контактировали с врачами.
«Данное заявление ложно, и намеренно направлено на дискредитацию нашего религиозного объединения», —
так высказались в ХЦСИ о заявлении общественников.
В надежде расставить точки над i мы обратились в АЦИР. Но там заявили, что дальнейшие комментарии по трагической истории должны давать врачи.
В АЦИР подчеркнули, что их заявление сделано на основе комментариев Армана Абенова и Максима Сусаева. В частности, последний 24 мая рассказал представителям АЦИР о давлении на врачей ННЦМД.
ХЦСИ в своем заявлении также приводят слова Натальи о том, как она приняла решение лечить ребенка в Индии.
Казахстанка запретила переливать кровь онкобольной дочери
«В период с 4 января по 12 мая 2017 года моя дорогая девочка была госпитализирована в Национальном центре материнства и детства (ННЦМД) 3 раза. Так как врачи не решались продолжать лечение Виктории, используя методы бескровной хирургии, я приняла приглашение от доктора Сонала Астзана, хирурга-гепатолога больницы Aster CMI Hospital, Бангалор, Индия, —
рассказала мать. —
Врачи этой больницы заверили, что обладают значительным опытом в лечении гепатобластомы и считают проведение полного курса лечения без использования крови возможным. При неоценимой помощи индийского консула мы получили медицинские визы в Индию за 1 день».
Цитирует пресс-служба ХЦСИ и принимавшего участие в лечении девочки врача индийской клиники Раджива Локхана.
«Использование крови и кровесодержащих препаратов в лечении пациентов не должно быть первым выбором. Для этого есть множество медицинских причин. В случае лечения Виктории ограничение в использовании крови и кровесодержащих препаратов сыграло только очень маленькую роль.
Основным определяющим фактором в ее смерти стала агрессивная биология опухоли
Я искренне хотел, чтобы бы мы могли сделать больше для Виктории, но природа опухоли сильно ограничила возможное, значимое лечение», —
так передают в ХЦСИ слова индийца.
Тем временем, общественники считают, что действия Натальи Сусаевой могут быть расценены как уголовное правонарушение «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии».