В каких случаях нужно насторожиться и проконсультироваться с логопедом.
Кому-то с детства легко даются такие тяжелые звуки, как «р» и «л», а кто-то даже будучи взрослым не может четко произносить более простые звуки. Почему так происходит и что делать рассказала Мустафаева Алина Олеговна, руководитель Ассоциации логопедов и дефектологов «РиК» (на фото).
— С какими проблемами сейчас логопеды сталкиваются чаще всего?
— С задержкой речевого развития.
Все больше детей в возрасте 3-х лет не имеют развернутой фразовой речи
Малыши не говорят предложениями, а изолированно произносят только несколько слов.
— С чем это связано?
— Существует множество факторов, среди которых внутриутробные инфекции, гипоксия, родовые травмы и т. д. Каждый случай индивидуален и выделить что-то одно очень сложно.
— У всех детей есть те или иные дефекты речи?
— Конечно нет, основная часть детей даже незнакома с логопедами и дефектологами.
— Нужно ли консультироваться со специалистом на всякий случай, для профилактики?
— Обязательно. Особенно если беременность или роды были чем-то отягощены. Мамочку должно насторожить, если:
В 3 года у ребенка уже должна быть сформирована развернутая фразовая речь из простых предложений.
Это касается дошкольного периода.
Консультация необходима школьнику, если он:
Если звуки неправильно произносит подросток, не стоит списывать это на некий шарм — проблему можно и нужно решать. Это позволит избежать массы комплексов в будущем.
— Правда ли, что если с ребенком общаются, используя большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов, то у него в дальнейшем с большей степенью вероятности возникнут дефекты речи?
— Не факт, но
мы рекомендуем разговаривать с ребенком с четкой артикуляцией
— Если не заниматься с ребенком, к чему это приведет? Пострадает только качество его жизни?
— Зависит от диагноза.
Не проведенная вовремя коррекционная работа при задержке речевого развития может привести к общему недоразвитию речи,
сложной дислалии (нарушение звукопроизношения), развитию дисграфии (специфическое нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения) в будущем. И в итоге ребенок пойдет не в массовую школу, а в специализированную.
— Как готовить ребенка с дефектами речи к школе?
— Помимо подготовки к школе (чтение, письмо, счет и т. д.) такому ребенку необходимо заниматься с логопедом. Сюда входит постановка и автоматизация звуков, а также развитие фонематического слуха.
— Насколько быстро можно избавиться от дефекта речи?
— Тут все очень индивидуально и зависит как от дефекта, так и от ребенка. Если говорить об автоматизации звука,
в среднем на постановку и автоматизацию одного звука уходит 2 месяца,
при условии, что ребенок ходит к логопеду 3 раза в неделю и выполняет домашнее задание.
— Может ли мама сама помочь своему ребенку, опираясь на информацию из Интернета? Возможно ли навредить ребенку таким образом?
— Здесь все зависит от речевых нарушений — может помочь, а может и навредить.