Но есть риск, что и открытые пояснения не будут поняты. Сотрудничая с Китаем, казахстанской стороне нужно «семь раз отмерить, один раз отрезать», считают политологи.
Казахстанская оппозиционная Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП) потребовала пояснить условия заключения казахстанско-китайских инвестиционных соглашений. По подсчетам оппозиционеров, за июнь 2017 года между Казахстаном и Китаем были подписаны 22 инвестиционных соглашения на 7 млрд долларов. А в целом речь идет о создании КНР на территории РК 51 предприятия инвестиционной стоимостью 26 млрд долларов.
Также члены ОСДП интересуются у руководства Казахстана оценкой деятельности уже существующих в стране более 2,8 тыс. предприятий с участием китайского капитала.
По мнению политолога Андрея Чеботарева, уже давно, еще с конца 90-х годов, многие оппозиционные партии и движения в Казахстане неоднократно поднимали вопрос о необходимости раскрытия контрактов с разными иностранными инвесторами. И это касалось не только китайцев.
— Другой вопрос в том, что
сейчас для оппозиции, видимо, выгодно поднимать вопросы именно по китайским инвесторам,
потому что тема Китая вызывает у многих обеспокоенность в принципе. Сейчас же происходит активный рост присутствия китайских предпринимателей в Казахстане. До этого активно поднимались темы касательно земельного вопроса, — отмечает Чеботарев.
С другой стороны, поднимание этих вопросов обоснованно, так как со стороны правительства наблюдаются непрозрачные действия. Особенно это касается нефтегазового сектора и других добывающих отраслей.
— Действительно, есть усиленное присутствие китайского капитала в нашей экономике. И китайцы это не скрывают. Но насколько это выгодно нам? Может быть сейчас, поймав сиюминутную выгоду, мы будем потом расплачиваться годами? На официальном уровне пока каких-то четких прогнозов, что все будет хорошо для нас, нет.
Если бы правительство объективно подошло к вопросу, признавшись, что «да, есть плюсы и минусы, но минусы мы минимизируем», тогда может и не было таких фобий, как сейчас,
— рассуждает Чеботарев.
https://365info.kz/2017/05/kitajskih-zhenihov-ne-interesuyut-kazashki-ekspert/
Проблема, по мнению политолога Замира Каражанова, заключается в том, что столь важные вопросы обсуждаются кулуарно. Даже официальные визиты и встречи проходят в закрытой обстановке.
— Можно обратить внимание, что по ним в СМИ дается информация, но не разглашаются детали. О чем конкретно говорили, какие конкретно вопросы поднимали, к чему именно пришли. Естественно, такое положение дел в информационной сфере не может не порождать разного рода фобии в обществе. А они в свою очередь не могут не отягощать отношения с нашими зарубежными партнерами. Особенно когда речь идет о сильных соседях, — подчеркивает Каражанов.
Политолог Рустам Бурнашев также утверждает, что многие международные соглашения, заключаемые Казахстаном, и в том числе с Китаем, являются непрозрачными.
— Но здесь присутствует еще вопрос компетентности лиц, которые хотят получить эту информацию.
Нужно понять, насколько эти группы населения готовы воспринимать пояснения правительства
Вспомнить даже земельные митинги: с одной стороны, в той ситуации государство не совсем четко объяснило, о чем идет речь, а с другой стороны, определенные категории населения попросту не готовы были это воспринимать, — отмечает Бурнашев.
В данной ситуации, по его словам, домыслы рождаются по такому же принципу:
возникает миф о том, что в Казахстан переносятся грязные производства
И переубедить людей, что это не так, крайне сложно.
— Потому что в головах, особенно у политизированных структур, уже сидит четкая установка, и переубедить становится невозможно. Но в то же время государственные структуры не пытаются четко объяснить, какие это будут производства и какой у них негативный экологический потенциал, — говорит политолог.
По мнению Замира Каражанова, сегодня мы продолжаем оставаться заложниками «китаефобии» — синофобии, сохраняя страх перед КНР.
— Происходит это по двум причинам. Во-первых, это негативный опыт отношения с нашим соседом в советские годы. Во-вторых, отсутствие полной информации о современном Китае. Последнее обстоятельство куда более важное, так как позволяет рассеять негативный советский опыт. Между современным Китаем и Китаем эпохи «культурной революции» огромная пропасть. Всплеск насилия имел место в прошлом.
После того как Китай встал на путь реформ, он стал респектабельным государством, которое избегает конфликтов,
придерживается политики открытости и дружелюбия. Китайские власти всячески это подчеркивают. Даже на Олимпиаде 2008 года это проходило красной линией, — отмечает Каражанов.
Переселения китайцев в Казахстан не ожидается, прогнозы россиян лишь прогнозы — Султанов
Между тем, по его словам, для казахстанского общества опасаться Китая стало нормальным состоянием, как ни прискорбно это признавать.
— Но КНР не надо бояться, надо учиться работать и сотрудничать! — считает политолог.
И все же сотрудничество с Китаем может повлиять на разные сферы жизни Казахстана. Прежде всего, опасения связаны с тем, что у нас вырастет численность граждан КНР.
— Китайские заводы у нас потребуют специалистов, которые приедут из соседней страны. Проблема актуальная, тем более что конфликты на производственной почве в Казахстане уже имели место. Но если разобраться,
специалисты из Китая могут и не потребоваться, если государство создаст условия для их подготовки из числа казахстанского населения
Иными словами, многие опасения связаны не с Китаем, а с нашими проблемами, недоработками, недочетами, — говорит Замир Каражанов.
Каражанов считает усиление присутствия КНР в нашем регионе (а не только в Казахстане), неизбежным явлением.
— Во-первых, Китай анонсировал политику «Один пояс — один путь», предусматривающую инвестиции КНР в инфраструктурные, энергетические и экономические проекты Центральной Азии. Во-вторых,
мы не можем остановить влияние Китая по простой причине, так как сами заинтересованы в сотрудничестве с ним
Главные вызовы впереди, но к ним надо готовиться уже сейчас. Китайский опыт, к примеру, является показательным для нас, — убежден политолог.
Вместе с тем, годы экономического бума в КНР имели большие последствия для экологии страны. По словам Каражанова, никакой рост экономики не может идти в ущерб экологии, так как ее ухудшение носит необратимый характер, а ее восстановление требует значительных финансовых средств.
— В связи с этим
когда речь идет о проектах с участием китайских компаний, надо уделять пристальное внимание защите окружающей среды
Когда мы говорим об эффективном сотрудничестве, надо понимать, что оно не должно идти в ущерб чему-то или кому-то. Оно должно быть созидательным, а не разрушительным. Есть опасения, что усиление Китая в нашем регионе способно усилить зависимость наших стран от Пекина. Но это не вопрос сотрудничества, это вопрос его диверсификации. Иными словами, как советовал философ Парацельс, всегда и во всем следует соблюдать меру, — подчеркивает он.
https://365info.kz/2017/04/kitajskaya-ekspansiya-ne-strashna-kazahstanu-ekonomisty/
В качестве примера эксперт приводит европейский опыт. Так, ряд европейских стран ограничивают проникновение бизнеса КНР в свою экономику, особенно когда речь идет о стратегических сферах. При этом они не сворачивают отношений с Китаем.
— Наверное, такой практики следует придерживаться и странам Центральной Азии. Кроме того, глобальный кризис показал, что Китай сам сталкивается с проблемами своего развития. Если последние десятилетия страна показывала высокие темпы роста экономики, то в последние годы они заметно упали. Прежняя модель китайского развития перестает работать. Проблемы этой страны могут охватить и другие государств.
Китай из «экспортера капитала» может превратиться в «экспортера рисков». И это также следует принимать во внимание, — заключает Замир Каражанов.