Чем может быть опасен запрет паранджи? Правильно ли в Казахстане понимают светскость? На эти вопросы в интервью sayasat.org ответил профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Гумилева Асылбек Избаиров.
— Недавно власти сообщили о принятии Концепции в религиозной сфере Казахстана. Какую оценку вы можете дать этому документу?
— В первичном варианте проекта Концепции были расписаны основные индикаторы по профилактической работе, а также цели, которые Казахстан должен достигнуть к 2020 году. Последнюю редакцию я не читал.
— Концепция – начало той практической работы, о которой государство заявляло, создавая профильное министерство. Как мы понимаем, осенью ожидается внесение в парламент ряда законопроектов. Исходя из ранее заявленных целей, что можно ожидать от государства? И какие законодательные инициативы следует ожидать от министерства предстоящей осенью?
— Есть большая вероятность, что
этой осенью мы вновь услышим разговоры о запрете никаба. Но уже на законодательном уровне
Раньше государство старалось перевести условного радикала в традиционный ислам, считая это завершенным процессом. Сегодня уже не говорят о традиционном исламе, скорее идут разговоры о светскости, светском образе жизни, о переводе к светскому укладу и ценностям.
Создается впечатление, что некоторые госслужащие боятся религиозности как таковой
Хотя если правильно управлять вопросом религиозности, то это, по сути, опора государства. Иными словами, последние заявления госчиновников укладываются в следующий механизм: ограничение роли религий сферой нравственности и этики, т. е. вытеснение религии и духовности посещениями театров, секций.
Но надо понимать, что религиозность никуда не уйдёт, просто согласно законам синергетики, она в условиях давления перейдёт в другое качество. А в какое — это вопрос. Скорее нужно ожидать постепенный процесс политизации религии.
Если посмотреть на проблему в мировом масштабе, мы видим, как идёт процесс столкновения неолиберализма и неоконсерватизма. Сегодня со стороны государства наблюдается некоторая неподготовленность к интенсивному скачку нового уровня религиозности в обществе и недооценка в религиозной политике огромной нравственной, созидательной и консолидационной роли ислама.
— Каковы ваши прогнозы в таком случае?
— Попытка государства остановить процесс роста религиозности чревата большими последствиями. Например,
зарубежные радикалы не будут говорить о том, что в Казахстане запрещают никаб или паранджу, а скажут, что в там запрещают мусульманскую одежду, всё мусульманское,
тем самым давая поддержку и подпитку для местных радикалов. В свою очередь, разъяснения со стороны государства не возымеют должного эффекта.
Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?
Одним словом, мотивация радикалов к Казахстану усилится. Потом
недовольство массой верующих религиозной политикой государства может быть использовано деструктивной политической оппозицией в своих целях
Поэтому нужно понимать, что религия — это достаточно тонкая сфера, здесь нужно быть очень осторожным. В этом деле, в особенности в анализе религиозных процессов, необходимо привлекать квалифицированных экспертов.
— Многие задают вопрос: Казахстан – светская страна, но при этом есть министерство по делам религии. На ваш взгляд, это нормальная практика, или в этом есть противоречие?
— Для начала надо разобраться с понятием светскости. Оно означает равноудаленность от всех конфессий. Если государство этот принцип нарушает, вмешивается в дела конфессии, значит светскость нарушена.
Министерство осуществляет законодательное регулирование, чтобы конфессии не выходили за рамки законов. Я из опыта агентства по делам религий знаю, что любой переход или действия в сторону одной из конфессии нарушает принцип светскости. Сегодня, как нам кажется, некоторые чиновники придали понятию «светскость» идеологизированный характер, и понятно, это создает проблемы в восприятии связи между светскостью и духовностью.
Хотя
основным принципом светскости является мировоззренческий нейтралитет
и соблюдение закона всеми религиозными субъектами. Если верующий соблюдает закон, к нему не должно быть никаких вопросов.
Станет ли Казахстан исламским государством?