Если одни эксперты прогнозируют селам блестящее сверхтехнологичное будущее, то другие бьют тревогу: экологические проблемы могут поставить крест на аграрном производстве.
Различные мнения на этот счет собрал caravan.kz.
Мы попробовали заглянуть в будущее, но не мегаполисов – с ними, уверены, все будет хорошо, – а казахстанских аулов. Что случится с ними через 30–50 лет? Прогнозы разные – от камбэков трудовых ресурсов до упадка сельского хозяйства. И почему в будущем реализовать себя в селе будет проще?
Завтра, как известно, начинается сегодня. Уже сейчас в сельском хозяйстве используют технологию точного земледелия, которая позволяет эффективно обрабатывать землю через GPS, система точного орошения бережно распределяет воду, доильные установки массово обслуживают коров, беспроводные датчики собирают данные о влажности, плодородии почвы и многом другом.
Человеческого присутствия в агробизнесе становится меньше, внедрение новых технологий усилит эту тенденцию.
– Люди не будут работать, все будут делать роботы, которым инженеры просто будут давать задания. Будет самополив, машины станут сами собирать продукцию, все автоматизируется, – прогнозирует студент Нанкинского сельскохозяйственного университета, будущий инженер-технолог продовольственных продуктов Султан Урахунов. – Глобальный вопрос не в том, будем ли мы использовать технологии и инновации, а в том, будем ли мы их создавать?
– Конечно, изменения наступят, уже идет техническая революция и люди понимают, что по-старому жить нельзя, надо менять устои. Сейчас информация стала доступна – любой человек может зайти в Интернет и получить новые знания, которые раньше были за семью печатями. Все изобретения, инновации, за которыми будущее, дойдут до сел. Земля не будет лежать бесхозно, так как население планеты растет, – говорит руководитель неформального общественного объединения “Возродим село – Ауылды көтеремiз” Кайрат Жанабилов. – Если в 1950 году на Земле было 2,5 млрд человек, сегодня нас уже 7,5 млрд, до 2100 года, по прогнозу ученых, будет уже 11 млрд. При этом сама ресурсная база истощается, идет изменение климата, ухудшается экология: где были леса – там засуха, продолжается устойчивое сокращение посевных площадей.
Вообще, если мы ничего не решим с потеплением климата – никакого сельского хозяйства у нас не будет, – заявил известный экоактивист Мэлс Елеусизов. – Всех будет заливать, остальные территории превратятся в пустыни. Воды не будет, без ресурсов народ начнет разбегаться. Земля не может прокормить такое количество людей, будут большие проблемы с продовольствием.
По мнению наших экспертов, главное условие будущего – села не должны развиваться в отрыве от городов. Между ними необходимо создать прочный мост.
– Мост, по которому пойдут во взаимных направлениях продукция, инвестиции, трудовые резервы, технологии, ноу-хау, проекты, идеи, – продолжает Кайрат Жанабилов. – Наша задача – наладить этот мост, тогда уже никакой Китай нам не нужен. Зачем покупать российское или белорусское мясо? У нас в достатке земли, кормовых культур и травы. Создайте еще пять птицефабрик, и они завалят мясом. В сельском хозяйстве большие возможности. Где вы такой бизнес найдете, когда весной мешок картошки посадил, а осенью собрал 10?
Если раньше Китай был крупнейшим экспортером, то после того, как у них пошло сокращение посевных площадей, они становятся крупнейшим импортером.
Раньше баранина была самым дешевым мясом, но китайцы разрешили ввоз казахстанской баранины, и у нас цены подскочили. Для сельчан это, наоборот, благо – долгое время сельский труд был низкооплачиваемым, нерентабельным. В связи с тем, что цены на продовольствие выросли, уже появился интерес выращивать ту же картошку и мясо.
Латифундисты кредитуют сами себя, мелкие фермеры худеют — статистика
Сельский труд будет востребован и более высокооплачиваемым в будущем. В городе стало сложно жить – кризис, безработица, не лучшие отношения между людьми. А в селе – пожалуйста, работы навалом, любой найдет себе применение: можно заниматься коммерцией, транспортным обслуживанием, фермерством, земли много. Человек, который хочет себя реализовать и иметь стабильный заработок, найдет себя в селе.
По мнению автора проекта “Школа юного фермера” Кайрата Жанабилова, уже сегодня у самого юного поколения казахстанцев необходимо прививать любовь к земледелию, выращиванию сельхозкультур и растений.
– Они еще как пластилин, их можно заинтересовать, у них в глазах огонь. Детей надо обучать философии созидания, чтобы им было неинтересно что-то урвать, украсть, надо сделать так, чтобы они стремились создавать и производить качественный товар.
– Я бы хотел, чтобы у нас был консерватизм, чтобы мы сконцентрировались на развитии внутренних сил своей страны, – продолжает Султан Урахунов. – Многие говорят, у вас населения не хватает, на самом деле это пустяк. В Британской империи во время ее могущества было 15–19 млн, а они контролировали империю в 400 млн человек! Вопрос не в количестве, а в качестве населения, нужны образованные люди. И заниматься этим надо с детства, пропагандировать определенный образ жизни, мышления, а затем подкреплять материальными ресурсами, чтобы после университета молодежь не сталкивалась с бытовыми проблемами или с кумовством — ей дают ресурсы, она работают.
Столичный художник Асхат Ахмедьяров исследует в своем творчестве влияние глобального на национальное, с его работами можно ознакомиться в Национальном павильоне Казахстана и Музее будущего на ЭКСПО-2017. Он считает, что возобладание потребительского отношения в будущем больше всего ударит… по традициям.
Прокормит ли Казахстан Китай? Фермеры говорят о рисках экспорта продуктов в «Поднебесную»
– Изменения будут зависеть от политического строя, проникновения мировых глобальных процессов и технологий, подготовленности казахского этноса к этим изменениям. Сможем ли мы через образование подстроиться к ним и в то же время сохранить какие-то элементы традиций? Не могу сказать, что все будет сохранено, будет инерционность, декоративность подхода к традициям. Здесь мало что хорошего, но вот вам факт.
Недавно приезжал журналист из журнала National Geographic, мы искали в окрестностях Астаны народную технологию по изготовлению кумыса, связанную с традиционным бытом. Буквально три года назад это было, сегодня уже не нашел.
Все сильно меняется, это тревожит и настораживает, иногда хочется все бросить, завести лошадей и заниматься натуральным хозяйством. Мы в будущем будем безликими в этой большой биомассе, которую будет интересовать только потребление. Если что-то сохранится, то в декоративной форме. Урбанизация, сильная занятость отнимают у нас лучшие духовные свойства. Поэтому необходимо подойти к этому научно, чтобы сохранить и законсервировать для будущих поколений.
Самые хлебосольные, гостеприимные люди всегда были в аулах, можно ли предположить, что в недалеком будущем эта традиция тоже постепенно будет забываться?
– Миграционные процессы внутри степи в последнее время бурные, люди стремятся уйти из аулов. Рост городов говорит, что люди уходят туда. Еще одна причина исчезновения концентрата гостеприимства – экономическая. Аулы сейчас мало финансируются, люди остались сами с собой, со своими проблемами. И уже трудно остановить начатый процесс, в городах образование, там “цивилизация”, там больше шансов. Но настоящая цивилизация, если смотреть через призму духовности, это внутренняя экология, внутреннее богатство человека, – говорит художник.
На ежегодном инновационном форуме, который недавно прошел в Алматы, израильский футуролог Рой Тезана предсказал, что через 20 лет люди перестанут пользоваться общественным транспортом и водить машины. То, что сегодня еще кажется чудом, через пару десятилетий будет обыденным, например, повсеместное использование беспилотных машин, появление летающих такси, применение дронов в быту и завершение процесса, известного как “Интернет вещей”. Когда большинство устройств из реального мира подключено к Сети. И как результат: появление триллионов эффективных сенсоров и датчиков, которые будут везде – в наших машинах, домах, одежде…
Аулы беднеют: спасет ли возвращение колхозов?
Технологии изменят жизнь жителей не только мегаполисов, но и маленьких городов и сел.
– Небольшие города также получат выгоду от развития беспилотных видов машин. Жители смогут перемещаться на них из одного города в другой, это важно для населенных пунктов, которые не соединены железнодорожным полотном. Машины смогут эффективно и дешево перевозить людей и груз. Сегодня авто с водителем. Но скоро самоуправляемые машины будут настолько безопасными, что будут распространены и даже популярны по всему миру. Второй момент, который произойдет, люди будут перемещаться на летающих машинах. Это позволит преодолевать большие расстояния.
Также на форуме прозвучала мысль, что уже скоро мы отвыкнем от бумажных денег и перейдем на безналичные расчеты.
– Если брать глобально, в будущем люди поделятся на пять групп: будут философы-управленцы, астронавты – покорители космоса, те, кто будет изучать межпланетные, межгалактические путешествия, инженеры, которые создают роботов и технику и люди, которые управляют ими, – предполагает Султан Урахунов. – Будет создана финансовая система, которая будет равномерно распределять продукты. Мы будем исследовать и покорять космос, строить там города. И в перспективе земные законы будут работать и в космосе. Казахстан должен быть к этому готов. Нам необходимо развивать кадры, технологии и заниматься машиностроением – это ключ к успеху.